Люди нуждались в медицинской помощи, лечении и уходе во все времена не зависимо от статуса, происхождения. Военные и бытовые травмы, ранения на охоте, несчастные случаи, болезни, эпидемии, рождение детей приводили к необходимости лечения и ухода за больным.
О том, что уход за больным – это наука и искусство известно с давних времен. История насчитывает достаточно много примеров ухода за больным. Так, например, Монашеский орден Госпитальеров берет свое начало с 600 года, когда папа Григорий Великий направил в Иерусалим Аббата Проба для строительства госпиталя, целью которого должны были стать лечение и забота о христианских пилигримах в Святой земле. Претерпевая различные исторически взлеты и падения к середине 12-ого столетия орден разделился на братьев-воинов и братьев-лекарей, заботившихся о больных.
В России систематическое обучение уходу за больными началось при Московском госпитале открытом в 1707 году благодаря приказу Петра I и усилиям голландского врача Н. Бидлоо. Для ухода за больными в госпиталях и лазаретах стали привлекать женщин, но вскоре женский труд был отменен и роль сиделок была отведена отставным солдатам (солдаты-сидельники). В Воинском уставе 1716 года написано: «Потребно всегда при десяти больных быть для усмирения одному солдату, которые оным больным жить имеют и платье на них мыть». С середины XVIII века вновь начали привлекать женский труд в больницах, для этого привлекали баб-сидельниц – жен или вдов больничных солдат. В 1814 году по распоряжению императрицы Марии Федоровны на добровольных началах из Петербургского вдовьего дома были приглашены в больницу женщины (вдовы, жены увечных и престарелых солдат, стоящих на государственной службе и оставшихся без средств к существованию) для того чтобы ходить и смотреть за больными.
В наше время потребность в уходе за больным может возникнуть также неожиданно. Это могут быть близкие люди после операции, после перенесенного инсульта, инфаркта, травмы, внезапного возникновения или обострения хронического заболевания и других болезней. Дети-инвалиды, ребенок, в т.ч. новорожденный, женщина в послеродовом периоде, престарелые родители и другие ситуации, когда может потребоваться уход.
Современные принципы ухода значительно отличаются от принципов, описанных со времен Ф. найтингейл. Ранее считалось, что подопечного необходимо ограничивать в движениях и самоуходе, чем меньше они будут делать сами, тем лучше, как можно больше и жирнее кормить и т.д.. Пациенты находились на постельном режиме, их кормили, умывали. Всем предоставляли одинаковый уход, без учета индивидуальных особенностей и потребности. В настоящее время специалисты по уходу (медицинские сестры, социальные работники, а также люди, ухаживающие за родственниками) эмперическими методами выработали новые принципы активного ухода. Мотивируется и поощряется стремление и способность к самоуходу, подопечные сами участвуют в планировании и подборе системы ухода, при этом особое внимание уделяется личности пациента, его состоянию, психической и физической активности. Проведенные исследования показали, что люди сохраняющие (по-возможности) свою активность при проблемах в самоуходе лучше воспринимают уход и процесс лечения, быстрее выздоравливают, сохраняют чувство самодостоинства, умственные способности, реже впадают в депрессию и бывают агрессивными, улучшается их качество жизни и продляется сама жизнь. Результаты исследований изменили профессиональные подходы и методы ухода, но при этом мы по-прежнему осуществляем уход за пациентом.
Уход, взависимости от причины, может быть красткосрочным или длительным, а также включать общие и специальные мероприятия.
В зависимости от патологии и состояния пациента, его личной потребности мы можем осуществлять уход:
- замещающий, когда мы все делаем за подопечного (при парализации, травмах спинного и головного мозга, некоторых операциях, психических заболеваниях);
- компенсирующий, когда по-возможности пациент сам ухаживает за собой, а мы осуществляем те манипуляции, с которыми он не справляется (доделываем, переделываем и т.п.);
- консультативный, когда пациент полностью может ухаживать за собой, у него сохранена физическая и психическая активность нам надо его научить, подсказывать и контролировать.