В каждой семье может случиться ситуация, когда кому-то из домашних может потребоваться особая забота и длительный уход. Если Ваша семья столкнулась с подобной проблемой, знайте – Вы не одиноки!
По данным международных исследований, каждая пятая семья в мире сталкивается с необходимостью организовать уход за больным. При этом в России в 9 случаях из 10 уход организовывают родственники больного в домашних условиях.
Оглянитесь вокруг, спросите соседей, коллег, друзей и родственников, и Вы обязательно найдете людей с похожей ситуацией, и, возможно, их опыт Вам поможет.
С чего начать
Организация ухода – это сложная задача в эмоциональном, физическом и финансовом плане. Помните, что в подобной ситуации обращаться к окружающим за помощью не только естественно, но и необходимо! Не стесняйтесь привлекать к уходу членов семьи, используйте возможные льготы, даже если в настоящий момент в этом нет острой необходимости. Уход – не спринтерская дистанция, а марафон, где нужно хорошо рассчитывать свои силы. Ваше здоровье – это гарантия заботы о Вашем близком человеке.
В список наиболее частых повседневных задач ухаживающего человека входят:
- Работа по дому и покупка продуктов питания;
- Решение финансовых проблем, связанных с лечением / уходом;
- Помощь больному в принятии лекарств и пищи.
Перечисленные ниже задачи, потребуют особых знаний и навыков:
- Укладывание больного и помощь больному во вставании с постели;
- Одевание малоподвижного пациента;
- Мытье больного в ванной или в постели;
- Гигиена больного – уход за кожей, волосами, ногтями;
- Помощь больному в посещении туалета;
- Кормление тяжелого больного;
- Уход при недержании мочи (или кала) и замена подгузников.
Несколько советов ухаживающим
1. Организуйте дома условия для ухода за больным. Подготовьте помещение, где будет находиться больной. В специальных магазинах продаются специальные кровати и приспособления для облегчения ухода. Оборудуйте ванную комнату поручнями. Устраните возможные причины бытовых травм (уберите выступающие углы мебели, ненужные половики и т.д). Продумайте заранее, как совместить пребывание дома больного и других членов семьи.
2. Постарайтесь найти информацию по вопросам ухода. Совет Вам могут дать медики, соседи по палате, родственники и знакомые, сталкивавшиеся с уходом ранее. Существуют центры, проводящие бесплатное обучение уходу. По ряду вопросов можно получить консультацию в аптеке. Если у вас есть доступ в Интернет, Вы сможете найти там много полезной информации. Если Ваш родственник является инвалидом, информацию о положенных ему льготах Вы сможете найти в ближайшем к Вам отделении социальной службы.
3. Тщательно храните все медицинские документы Вашего родственника. Сохраняйте все выписки из историй болезни в стационаре, рентгеновские снимки и данные анализов, снимите копию с паспорта, медицинского полиса, свидетельств на право льгот. Все эти документы следует брать с собой при визитах к доктору или госпитализации. Составьте список, в котором указано время приема, название и дозировка лекарств, которые принимает Ваш близкий. Это поможет Вам, вашим родственникам и медицинским работникам в случае возникновения экстренных ситуаций.
4. Постарайтесь найти информацию о заболевании, с которым столкнулся Ваш подопечный. Зная особенности течения и прогноз заболевания, Ваша семья сможет лучше подготовиться к будущему. Информацию лучше всего выяснить у лечащего врача.
5. Избегайте стрессовых ситуаций. При возникновении стресса обязательно найдите время, чтобы успокоиться и расслабиться. Постарайтесь отвлечься, поговорить с друзьями, если есть возможность – обратитесь к психологу. Старайтесь время от времени страивать себе «выходные дни». В такие дни постарайтесь действительно отдохнуть – не перегружайте себя дополнительными заданиями, планируйте на это время более простые и быстрые дела.
6. Постарайтесь вовлечь в процесс ухода других членов семьи. Если есть такая возможность, соберите семейный совет и попросите помощи у родственников. Расскажите другим членам семьи о ваших обязанностях и постарайтесь часть из них передать родственникам. Возможно, кто-то из них не способен помогать Вам постоянно, но готов заменить Вас на время отъезда и т.д.
Более подробные рекомендации Вы сможете получить на горячей линии 8-800-200-2332 и сайте www.TENA.ru.