Пытаетесь произвести впечатление с помощью брендовой одежды и дорогой техники? А вот и зря: оказывается, люди предпочитают дружить с теми, у кого вещи менее статусные, чем у них самих. Об этом заявили американские учёные после серии из шести экспериментов.
Результаты исследования были опубликованы в журнале в журнале Social Psychological and Personality Science. Эксперты из университета Мичигана под руководством Стивена Гарсии провели исследование с участием 125 добровольцев. Волонтёрам предложили либо представиться новым знакомым, либо самим выбрать людей, с которыми они хотели бы подружиться.
Большинство людей из «представляющихся» выбирали для знакомства статусные предметы: дорогие автомобили, часы, одежду. Например, в одном из экспериментов 76% участников предпочли надеть брендовую футболку вместо обычной майки из супермаркета «Walmart». Но волонтёрам из группы «оценивающих» их выбор не понравился: 64% из них захотели продолжить общаться с теми, кто выбрал дешёвую майку.
То же самое произошло во время остальных экспериментов: люди, у которых вещи были более низкими или нейтральными по «статусности», вызывали больше симпатий. Не важно, какой статус в обществе занимали сами «оценщики» – большинство из них отказалось от общения с людьми, которым приписывали более высокое положение.
«Мы часто думаем, что символы статуса – будь то автомобиль BMW, кошелёк Prada или часы Rolex – повысят нашу привлекательность для других, – объясняет доктор Гарсия. – Однако наши исследования показали, что на самом деле они делают нас менее привлекательными».
Авторы считают, что мы просто боимся, что нас затмят – поэтому и выбираем тех, у кого меньше на это шансов. А ещё учёные предположили, что вне дружеских отношений дорогие вещи могут быть очень даже полезными: возможно, брендовая одежда может помочь наладить деловые контакты.
Всё ещё хотите и BMW, и Prada и Rolex? Для этого не нужно работать больше, нужно работать эффективней. Рассказываем, как это сделать, в статье «Как повысить продуктивность на работе: 5 рекомендаций учёных».