В Российской Федерации мужчины по достижении 18-летнего возраста в соответствии с ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Закон о воинской обязанности) обязаны пройти военную службу по призыву. Хотя Закон о воинской обязанности и предусматривает различные варианты отсрочек и освобождения от службы, общее правило таково – служить должны все.
Организацией призыва занимается призывная комиссия, которая функционирует при районном военном комиссариате (далее – военкомат). Призывная комиссия решает все вопросы, связанные с призывом, – от составления списка лиц, подлежащих призыву в данный конкретный призыв, до отправки призывников в военкомат субъекта РФ, откуда они уже будут направлены в войска.
Во время призыва проводятся следующие мероприятия:
- медицинское освидетельствование, на котором определяется степень годности призывника по состоянию здоровья;
- заседание призывной комиссии, на котором решается вопрос о том, будет ли гражданин призван сейчас или получит отсрочку либо освобождение. Это заседание может быть проведено сразу после медицинского освидетельствования;
- отправка в воинскую часть. Призывников централизованно направляют в военный комиссариат субъекта РФ, в котором они проходят повторное медицинское освидетельствование, после чего направляются в войска.
О совершении каждого из этих действий военный комиссариат уведомляет призывника повесткой.
Повестки призывникам вручают работники военного комиссариата либо по месту работы (учебы) гражданина руководители или другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организации (ч. 2 ст. 31 Закона о воинской обязанности). Призывник должен получить повестку, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в ней, – об этом говорится в Постановлении Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 “Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации”. Отметим, что организации обязаны сообщать в военкоматы, если к ним поступает на работу (учебу) гражданин, подлежащий призыву на военную службу. За нарушение данной обязанности для должностных лиц таких организаций предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Правда, сумма штрафа незначительна – до 1000 руб.
Таким образом, законодательно закреплены два способа вручения повесток – либо из рук работника военкомата, либо из рук должностного лица работодателя (учебной организации). Отправка повесток по почте законодательством не предусмотрена.
При этом ни в одном нормативном документе, регулирующем процедуру вручения повесток, не указано, в какое время и где призывнику должна быть передана повестка. Как правило, повестки на первое мероприятие (медицинское освидетельствование) вручаются призывникам либо по месту их жительства, либо по месту работы/учебы. Повестки о проведении последующих мероприятий призывникам вручают непосредственно в военкомате его сотрудники.
Повестка вручается под расписку, и ее получение для призывника не право, а обязанность. Стоит отметить важный момент: повестка должна быть передана в руки лично призывнику, и именно он должен расписаться на ее корешке. Если повестка вручена родственникам либо иным лицам, проживающим по адресу призывника, то у последнего не возникает обязанности явиться в военкомат.
Розыск “уклонистов”
В соответствии с Законом о воинской обязанности призывник обязан информировать военкомат о всех значимых событиях своей жизни – смене места жительства (постоянной либо временной), женитьбе, устройстве на новую работу и т.д. Дополнительно работодатель призывника либо его учебное заведение обязаны информировать военкомат о том, что призывник работает там или учится. При соблюдении призывником и его работодателем (учебным заведением) всех обязанностей военкомат легко сможет вручить призывнику повестку. Однако если какие-либо обязанности не исполняются, вручение повестки может быть затруднено. Иногда призывники сознательно уклоняются от получения повесток.
Законодательство позволяет военкоматам привлекать к участию в призыве органы внутренних дел (полицию). Участие полиции зависит от характера нарушений, допущенных призывником.
Если военкомат по каким-либо причинам не может вручить призывнику повестку по месту жительства, работы или учебы, вовлечение полиции будет наименьшим. В этом случае после того, как военный комиссариат направляет в полицию обращение с просьбой разыскать призывника и вручить ему повестку, уже не сотрудники военкомата, а полицейские будут заниматься вручением повестки.
После того как повестка вручена призывнику, у него возникает обязанность явиться в военкомат для совершения того действия, о котором идет речь в повестке. Однако при наличии уважительных причин, перечисленных в п. 2 ст. 7 Закона о воинской обязанности, призывник может не явиться по повестке. К уважительным причинам, например, относятся болезнь призывника либо его близких родственников. Однако исчерпывающего перечня таких оснований нет, и правом признавать определенные причины неявки уважительными наделена призывная комиссия. Призывник должен будет предоставить документальные подтверждения того, что причина неявки является уважительной, например, принести правильно оформленный больничный.
Если же призывник не явился по повестке, не уведомил военкомат о своей неявке и не предоставил документы, подтверждающие ее причины, то военкомат имеет право возбудить в отношении призывника дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ (неисполнение обязанностей по воинскому учету).
После возбуждения дела об административном правонарушении военные комиссары вправе привлекать полицию для доставки (в т.ч. принудительной) призывника в территориальный отдел полиции или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для оформления протокола об административном правонарушении либо для рассмотрения дела об административном правонарушении (Приказ Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007). Однако стоит отметить, что в таком случае полицейские не вправе принудительно доставить призывника в военкомат для проведения мероприятий по призыву.
Кроме того, в случае возбуждения дела об административном правонарушении полицейские не вправе без согласия призывника проходить в его жилище, поскольку такой доступ возможен только при наличии судебного решения. Суд же может выразить свое согласие на это только в случае, если в отношении гражданина возбуждено уголовное дело.
Итак, однократная неявка влечет за собой применение административной ответственности, но за более серьезные нарушения обязанностей по призыву наступает уголовная ответственность (ст. 328 УК РФ “Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы”). Как разъяснил Верховный Суд РФ, уголовная ответственность наступает в случае, если призывник, уклоняясь от явки в военкомат, намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву.
О таких намерениях призывника могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, а также неявка в военный комиссариат после того, как уважительные причины неявки отпали.
Решение о возбуждении уголовного дела принимает следователь после получения соответствующей информации от прокурора. Прокурор же такую информацию получает от военного комиссара. После возбуждения уголовного дела следователи вправе производить розыск “уклониста”, совершать различные оперативные и следственные действия, в том числе разыскивать призывника, проводить с разрешения суда осмотр его жилища и т.д. Однако и в этом случае полицейские не вправе доставлять призывника в военкомат. Они обязаны лишь обеспечить его явку на допрос к следователю и в суд для рассмотрения уголовного дела.
Таким образом, российское законодательство детально регулирует процедуру обеспечения явки в военкоматы. Однако призывника нельзя доставить в военкомат силой. За уклонение от призыва его можно привлечь к административной либо уголовной ответственности.
Документы:
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”;
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации” от 18.12.2001 N 174-ФЗ;
Приказ Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007 “Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности”;
Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 “Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации”;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 “О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы”.