Госдума планирует рассмотреть в окончательном, третьем, чтении законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Законопроект). В случае принятия он заменит собой действующие Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее – Основы).
Основы являются базовым документом для врачей и пациентов. В них установлены виды медицинской помощи, которые оказываются в РФ (например, скорая медицинская помощь, первичная медико-социальная помощь и др.), а также закреплены права граждан в сфере медицины: на получение бесплатной медицинской помощи, отказ от медицинского вмешательства и др.
Основы были приняты почти 20 лет назад, с тех пор в них вносились многочисленные изменения, параллельно с этим принимались новые федеральные законы, меняющие систему здравоохранения. Наиболее существенным из таких законов стал Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании» [1], принятый в конце 2010 года. Он изменил систему оплаты медицинских услуг за счет государственного внебюджетного Фонда обязательного медицинского страхования и ввел единый для всей территории страны полис ОМС.
Для того чтобы привести Основы в соответствие с более поздними нормативными актами и был разработан этот Законопроект. Большая часть положений Законопроекта посвящена вопросам функционирования системы здравоохранения в Российской Федерации: полномочиям государственных органов, правам медицинских учреждений, порядку финансирования лечебных учреждений и аптек и другим вопросам подобного рода.
Однако также в Законопроекте есть новые правила, которые касаются и граждан. Ниже о них будет рассказано более подробно.
1. Выбор лечебного учреждения
Согласно Законопроекту платную медпомощь гражданин имеет право получить в любом медицинском учреждении.
При получении бесплатной медицинской помощи выбор медучреждения будет зависеть от характера требующейся помощи. Первичную медико-санитарную помощь и первичную специализированную медико-санитарную помощь гражданин может получить в медицинской организации по месту жительства. Такой же порядок предусмотрен и сейчас.
Экстренная или неотложная медицинская помощь гражданину должна быть оказана в любой медицинской организации независимо от ее территориальной принадлежности.
Нововведением Законопроекта является то, что один раз в год гражданин вправе выбрать медицинскую организацию из тех, что расположены в месте его жительства. В случае смены места жительства смена медорганизаций может происходить чаще.
В медорганизации гражданин вправе самостоятельно выбирать лечащего врача (терапевта, участкового врача, педиатра, участкового педиатра и семейного врача) с учетом его согласия. Для этого необходимо подать письменное заявление на имя руководителя медицинской организации. В отличие от действующего порядка, заменить лечащего врача также можно будет только один раз в год.
Первичную специализированную медико-санитарную помощь (лечение у специалистов) гражданин сможет получить либо по направлению врача, либо в соответствии с внутренним распорядком выбранного лечебного учреждения.
Если же гражданину нужно в плановой форме получить не только первичную специализированную медико-санитарную помощь, но и пройти лечение, требующее повышенной квалификации врачей, то в выборе медицинской организации он будет ограничен направлением лечащего врача.
Выбор медицинской организации по месту жительства вовсе не означает, что нельзя бесплатно получить медпомощь в других лечебных учреждениях. Напротив, реформа системы здравоохранения направлена, в числе прочего, на то, чтобы у граждан России (а также постоянно или временно проживающих в РФ иностранцев и лиц без гражданства) была возможность бесплатно получить медицинскую помощь в любом регионе независимо от места жительства.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи РФ будет утверждаться Правительством РФ сроком на три года (сейчас утверждается ежегодно). Она содержит список заболеваний, лечение которых оплачивается за счет федерального бюджета, критерии доступности и качества медицинской помощи, нормативы объемов оказания медицинской помощи и ряд других вопросов.
Гражданин может получить медицинскую помощь в рамках Программы государственных гарантий и за пределами того субъекта РФ, в котором он проживает. Правила выбора медицинской организации в таком случае должны устанавливаться подзаконными актами, которые будут изданы после принятия Законопроекта.
2. Оформление больничного листка
Лечащий врач единолично сможет выдавать листки временной нетрудоспособности (далее – больничный листок) на срок до 15 дней, а не 30, как это возможно сейчас. По истечении этого срока больничный листок можно будет продлить только по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации. Каждые 15 дней больничный необходимо будет снова продлевать у врачебной комиссии.
Максимальные сроки действия больничного листка сохранятся такими же, как и сейчас – 10 месяцев при большинстве заболеваний и 12 месяцев при лечении туберкулеза. Согласно Законопроекту действие листка временной нетрудоспособности продлевается на указанные сроки, если комиссия врачей придет к выводу о благоприятном прогнозе на излечение. Если же клинический и трудовой прогноз явно неблагоприятны, то пациента направят на прохождение медико-социальной экспертизы.
Вывод о прогнозе на излечение комиссия врачей должна будет сделать в течение четырех месяцев после первой выдачи больничного листка, поскольку не позднее этого срока больной должен быть направлен на медико-социальную экспертизу при неблагоприятном прогнозе на излечение.
3. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
В Законопроекте для граждан помимо прав устанавливаются и некоторые обязанности. Так, во время нахождения на больничном граждан обяжут соблюдать режим лечения, установленный врачом.
Отдельные категории пациентов, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих, будут обязаны проходить лечение даже против своей воли. Правительство РФ установит перечень таких заболеваний. Однако, чтобы людей с подобными заболеваниями можно было лечить принудительно, необходимо принимать отдельные федеральные законы.
Подобные законы в РФ уже есть. Например, в настоящее время действует Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», в соответствии с ч. 2 ст. 10 которого могут быть принудительно по решению суда помещены в специализированные медицинские организации лица, больные заразными формами туберкулеза, если они неоднократно нарушили санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняются от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза.
4. Лечебное питание
У врачей появится возможность назначать пациентам лечебное питание, то есть питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания. Лечебное питание – неотъемлемый компонент лечебного процесса, поэтому пациенты обязаны будут питаться по предписанию врача.
5. Паллиативная медпомощь
Законопроект вводит новый вид медпомощи – паллиативную медицинскую помощь. Она оказывается неизлечимо больным для избавления их от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания в целях улучшения качества их жизни. Таким образом, у пациента появится возможность обратиться врачу для облегчения страданий при неизлечимой болезни.
6. Охрана здоровья матери и ребенка
Одна из глав Законопроекта посвящена охране здоровья матери и ребенка, вопросам семьи и репродуктивного развития. В ней установлены дополнительные права для беременных женщин, несовершеннолетних и семьи в целом. Нормы данной главы направлены на поддержание женщин во время беременности и родов, а также на здоровое развитие детей. Большинство этих норм уже содержится в Основах, однако в Законопроекте есть и некоторые нововведения.
Во-первых, для совершения женщиной аборта устанавливается отлагательный срок. Аборт может быть совершен только после истечения 48 часов с момента первого обращения женщины, таким образом, ей дается время на то, чтобы изменить свое решение.
Во-вторых, одному из родителей или иному члену семьи предоставляется право совместного нахождения с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационаре на протяжении всего периода лечения. Для родителей ребенка младше четырех лет такое нахождение бесплатно. Если ребенок старше этого возраста, с родителей взимается плата за создание дополнительных условий пребывания в стационаре (предоставление спального места и питание). Плата взиматься не будет, если есть медицинские показания для того, чтобы ребенок находился вместе с родителями.
7. Согласие на медицинское вмешательство
Действующие Основы устанавливают правило, по которому медицинское вмешательство допускается только с согласия гражданина. Он может отказаться от медицинского вмешательства в отношении себя, своих детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста (или шестнадцатилетнего, если ребенок болен наркоманией), или недееспособных лиц, находящихся на его попечении.
Законопроект конкретизирует данную норму. Как согласие на медицинское вмешательство, так и отказ от него нужно будет выражать в письменной форме, и подписать его должен будет сам гражданин, его родители или законные представители. Вместе с тем при выборе медицинского учреждения и лечащего врача согласие на медицинское вмешательство в некоторых случаях пациент должен подписывать заранее. Перечень видов медицинского вмешательства, согласие на которые гражданин должен будет выразить заранее при выборе медицинской организации и лечащего врача, будет утвержден отдельно после принятия Законопроекта.
В статье рассмотрены только те положения Законопроекта, которые новы как для врачей, так и для пациентов. Помимо новых норм, в Законопроекте содержатся также нормы, которые уже действуют в РФ. Однако на сегодняшний день они не включены в текст Основ, а закреплены в иных медицинских правовых актах. Например, это правила, определяющие, какой момент считается моментом рождения ребенка, или регулирующие процедуру констатации смерти пациента.
Нормы, которые продублированы в Законопроекте, в настоящее время содержатся в подзаконных нормативных актах. Если же Законопроект будет принят, эти нормы приобретут статус закона, а это означает, что их будет гораздо сложнее изменить. Для изменения подзаконных нормативных актов соответствующему министерству достаточно издать нормативный акт, в котором сказано об отмене действующего. Изменить закон можно только с соблюдением законодательной процедуры, в которой участвует Госдума, Совет Федерации и Президент РФ.
Включение таких правил в единый нормативный акт позволит любому пациенту ознакомиться с правилами совершения тех или иных действий медработниками без тщательного изучения медицинского законодательства, что также можно отнести к положительным моментам Законопроекта.
В случае принятия Законопроекта большая часть его статей вступит в силу с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены особые сроки вступления в силу.
[1] Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
При написании статьи использовались следующие документы:
Законопроект N 534829-5 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом РФ 22.07.1993 N 5487-1;
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».