Легендарному «25 кадру» уже очень много лет. Впервые термин появился в середине 1950-х годов благодаря американскому маркетологу Джеймса Вайкари. Он якобы использовал 25 кадр для увеличения продаж кока-колы и попкорна в кинотеатре. Через некоторое время Вайкари развенчал миф о новой технологии и признался в рекламном подлоге. В Америке про пресловутое «зомбирование» уже и думать забыли, а в России легенда до сих пор живет. На 25 кадре основано множество техник для похудения, которые пользуются большим спросом.
Светлана Мудрик / «Здоровье инфо»
В чем суть «уникальной методики»? 25 кадр – это «программирование» на похудение. Методику можно заказать на специальном диске, либо бесплатно скачать в интернете. Однако те, кому якобы удалось похудеть, утверждают, что доступные для бесплатного скачивания программы являются подделкой и только навредят.
После установки программы желающий похудеть выбирает программные фразы или придумывает свои. Главное – мотивация на похудение, хотя разработчики уверяют, что «программу можно настроить и под другие цели: бросить курить, искоренить вредные привычки или обрести полезные». Программа практически не отвлекает вас от работы – об «уникальном» методе похудения напоминает только мигание монитора. Из-за повышенной скорости мелькания устают глаза, но какую только цену не заплатишь ради стройной фигуры. В инструкции пишут, что программой можно пользоваться сколько угодно: «Чем чаще вы будете сидеть за компьютером, тем быстрее достигните результата».
«Курс зомбирования» составляет три недели, после чего делается небольшой перерыв. Никаких изменений в образе жизни программа не требует, необходимо всего лишь смотреть полчаса в день на мигающий экран, и перед сном произносить мантры для похудения из этой же программы.
Почему нельзя похудеть с помощью 25 кадра?
Чтобы доказать неэффективность сублиминального (подсознательного) воздействия 25 кадра на психику человека, американские психологи Пратканис, Эшкенази и Гринвальд провели интересный эксперимент.
Одной группе волонтеров выдали специальные записи для повышения самооценки и улучшения памяти, при этом наклейки на кассетах были специально перепутаны. Второй группе испытуемых выдали кассеты с правильными наклейками.
Через пять недель респонденты заполнили контрольные тесты. Выяснилось, что сублиминальные записи никак не повлияли на память и самооценку. Интересно другое: волонтеры, которые слушали эти записи, были уверены в 100% результате, и эффект «самообмана» был гораздо выше в той группе, которая получила записи с перепутанными наклейками.
Именно на эффекте самообмана и основано действие методики «25 кадр для похудения». Никакой реальной пользы от программы нет. Люди, мечтающие похудеть, верят рекламодателям, и на первом этапе им действительно кажется, что методика эффективна. Эта уверенность никак не связана с «еще не изученным воздействием на человеческую психику», это рекламная уловка, заставляющая людей покупать бесполезный товар. Научные сотрудники лаборатории нейрофизиологии Центра психического здоровья РАМН считают, что слухи об эффективности 25 кадра для похудения – это следствие синдрома воздействия.
Несмотря на то что феномена 25 кадра нет, в российском законодательстве его использование, равно как и других методов скрытой рекламы, запрещено. При этом Минпечати даже ухитрилось уличить некоторые телекомпании в использовании этих методов. 18 августа 2000 года было отключено вещание екатеринбургской телекомпании АТН («Авторские телевизионные новости»).
Аналогичные методики похудения
Эффективность сублиминального воздействия на подсознание давно развенчана, но сегодня существует множество подобных методик для похудения. Большой популярностью за рубежом пользуются гипнотические методы похудения. Американские ученые исследовали воздействие гипноза на людей с излишним весом. Группа испытуемых состояла из 60 женщин в возрасте от 20 до 65 лет, у которых было не менее 20% избыточной массы тела. Если сначала пациентки теряли вес, то потом эти показатели перестали меняться. Гипнотическое воздействие на пациентов было эффективно только определенный промежуток времени. Исследование было опубликовано в «Журнале консультации и клинической психологии» (Journal of Consulting and Clinical Psychology).
Специалисты клиники Майо, изучив воздействие гипноза на своих пациентов, тоже поставили под сомнение качества такого «похудения»:
– Потеря веса обычно достигается с помощью упражнений и здорового питания. Не стоит полагаться на гипноз: его влияние на психику человека еще не полностью изучено, – утверждает диетолог Кетрин Зератски.
Есть и другая теория: подсознание человека вообще не замечает подобных сигналов. Ее сторонники утверждают, что метод совершенно бесполезен для снижения веса, но и на психику он никак не влияет. Еще одно популярное направление в психотерапии, нейролингвистическое программирование (НЛП), классифицируется как паранаучное явление. Большая часть научных экспериментов говорит о неэффективности методик НЛП и отсутствии у них научного обоснования.
Зная об эффекте плацебо, можно составить собственную бесплатную методику похудения. Запишите собственные «программные» фразы на диктофон или повторяйте себе их каждый день перед зеркалом. Похудеть можно только на собственной силе воли и вере в себя.