Многие отечественные преподаватели любят стращать своих подопечных апокалиптичными живописаниями последствий проваленного экзамена. Цель, разумеется, самая что ни на есть благая: сподвигнуть нерадивого ученика к более интенсивной подготовке. Однако ученые считают, что это крайне сомнительная стратегия.
«Конечно, наши учителя отчаянно заинтересованы в том, чтобы как можно сильнее мотивировать своих учеников к активной подготовке. Однако они зачастую не задумываются о том, что их посыл о значимости предстоящих экзаменов может быть интерпретирован по-разному», – рассказывает Дэвид Путвейн, глава исследования, научный сотрудник университета Эдж Хилл (Ормширк, графство Ланкашир, Англия).
В исследовании приняли участие 347 учеников (из них 174 мальчиков), средний возраст которых составил 15 лет. Испытуемые были учащимися двух школ, каждая из которых придерживалась стандартной образовательной программы.
Дважды в течение восемнадцати месяцев наблюдения ученики отвечали на вопросы, касающиеся педагогической мотивации. В первый раз ученых интересовало, насколько часто учителя применяют тактику устрашения и как ученики реагируют на это.
Спустя три месяца, во время повторного анкетирования, исследователи сформулировали иной вопрос: «Что заставляет вас учиться усерднее?» Авторы предложили ученикам несколько вариантов ответа, предусматривающих различные источники мотивации, включая внутреннюю дисциплину и какие-либо внешние стимулы.
В конце года учащиеся сдавали экзамены, и их оценки также вошли в копилку экспериментальных данных.
Оказалось, что дети, которых учителя регулярно запугивали, чувствовали себя менее мотивированными и в результате хуже справлялись со сдачей экзамена.
Классическим примером подобного запугивания являются такие высказывания, как: «Если ты провалишь экзамен, ты никогда не поступишь в приличный вуз и не найдешь хорошую работу». Это мотивация страхом. Ученые убеждены, что лучше использовать формулировки, культивирующие успешность, например: «Этот экзамен крайне важен; сдав его, вы сумеете стать высокооплачиваемым профессионалом».
«Обе фразы подчеркивают значимость экзамена, они даже звучат похоже. Но одна из них фокусируется на необходимости достичь успеха, а другая – на необходимости избежать провала. Эта разница принципиальна», – говорит доктор Путвейн.
«Школьным психологам следует разъяснить педагогическому составу, какие формы мотивации эффективны, а какие, напротив, могут привести лишь к провалу и неврозу».
Впрочем, эта информация полезна не только для уважаемых учителей, но и для родителей. Ведь они являются ключевыми мотиваторами для своего ребенка. В их силах направить его к звездам или запереть в клетку страхов, предрассудков и неуверенности.
О том, как стать идеальной мамой, читайте на страницах нашего специального проекта «Ребенок будет».