Причинами появления прыщей (или, по научному, акне) могут быть самые разные факторы. Но механизм развития, как правило, включает четыре основных элемента.
Итак, рассмотрим четыре основные причины акне:
- Повышенный уровень мужских половых гормонов (гиперандрогения)
- Гиперактивность сальной железы
- Ороговение кожных тканей (фолликулярный гиперкератоз)
- Прыщи и бактерии
Гиперактивность сальной железы
Мало кто знает, что практически всю поверхность нашей кожи покрывают микроскопические сальные железы. Исключение составляют только ладони и подошвы.
Впрочем, по телу эти железы тоже располагаются неравномерно: наиболее крупные и частые находятся на лице в районе носа и щек, а также на верхней части груди, над лопатками и между ними.
Сальные железы залегают на уровне примерно 0,5 мм под поверхностью кожи. В местах наибольшего скопления сальных желез (волосистая часть головы, лоб, подбородок, спина) их число достигает 800 и более на 1 см2.
С течением жизни количество, глубина залегания в коже и величина сальных желез меняются. Чем младше ребенок, тем крупнее его сальные железы, тем активнее они работают и тем плотнее располагаются.
Однако с годами деятельность этих желез понемногу затихает, часть из них вообще отмирает. Меняется и химический состав и консистенция кожного сала. Так продолжается до начала периода полового созревания: под действием гормонов (в частности, мужских половых гормонов – андрогенов) сальные железы увеличиваются, их секреторная активность повышается, достигая «жизненного максимума» к 18-25 годам.
Сальные железы бывают разными у пушковых и длинных волос. Самые крупные железы расположены как раз там, где появляются типичные элементы акне – в местах их наибольшего скопления. Они состоят из многих долей и поэтому их называют сальными фолликулами.
Основная задача сальных желез, как следует уже из их названия – вырабатывать кожное сало. Оно служит смазкой для волос в период их роста, смягчает верхний слой эпидермиса, предохраняет кожу от воды, микроорганизмов, придает ей эластичность. За сутки сальные железы человека выделяют до 20 г секрета, состоящего из жирных кислот, жиров холестерина, глицерина и т.д. Смешиваясь с потом, сало образует тонкую пленку водно-жировой эмульсии («кислая мантия кожи»), играющую большую роль в поддержании нормального состояния кожного покрова.
Но это только в тех случаях, когда функционирование сальных желез проходит нормально.
К сожалению, так происходит далеко не всегда. К примеру, в жизни каждого подростка – будь то юноша или девушка – рано или поздно наступает момент, когда по естественным физиологическим причинам сальные железы вдруг начинают работать сверхактивно. Причем кожного сала не просто выделяется значительно больше – оно меняет свой состав и консистенцию, становясь более плотным. Смешиваясь с микроскопическими частичками отмершей кожи, такое сало образует плотную пробку на «выходе» из фолликула – особого мешочка, дающего начало каждому растущему на поверхности кожи волосу.
Результатом такой закупорки становится сначала забивание, а затем значительное увеличение в размерах фолликула. Если причина не устранена и избыток сала не выведен наружу, то внутри этой «камеры» создаются просто тепличные условия для размножения различных болезнетворных бактерий и прочих микроорганизмов. В частности, начинает активно плодиться бактерия Propionibacterium acnes. (На самом деле, в обычных условиях она – нормальный представитель микрофлоры сальных желез, но, когда размножается слишком сильно, иммунная система кожи начинает с ней борьбу, что проявляется воспалением).
Ускоренная секреция кожного сала приводит к тому, что в его составе начинают преобладать жирные кислоты, которые синтезируются клетками сальной железы из глюкозы. Вместе с тем, относительное содержание экзогенных жирных кислот (линолевой и линоленовой) понижается. Установлено, что недостаток этих жирных кислот нарушает барьерную функцию кожи, что еще больше облегчает бактериям доступ в сальную железу. В частности, кроме Propionobacterium acnes, в сальной железе вскоре осваиваются стафилококки, стрептококки и другие возбудители гнойных инфекций.
Как результат – образование многочисленных угрей, или акне.
Таким образом, становится понятным, почему лечение акне проходит по вполне определенной схеме.
Оно последовательно включает регуляцию выработки кожного сала, нормализацию процессов кератинизации в сальной железе, создание условий для свободного оттока кожного сала из протоков, борьбу с воспалением – как путем уменьшения интенсивности иммунного ответа, так и с помощью различных мер, направленных на снижение численности бактерий Propionobacterium acnes.
Наконец, в качестве дополнительной меры проводят восстановление барьерной функции кожи, что позволяет преградить путь болезнетворным бактериям, старающимся обосноваться в сальной железе.
Повышенный уровень мужских половых гормонов (гиперандрогения)
Как уже известно, к появлению угрей приводит нарушение в работе сальноволосяного фолликула. Сальная железа вырабатывает кожное сало, которое смягчает кожу, защищает от воздействия внешней среды и, кроме того, помогает расти волосам, которые покрывают практически всю поверхность нашего тела.
Однако конкретно к этому нарушению могут привести разные факторы. Одна из причин кроется в дисбалансе между мужскими (андрогенами) и женскими (эстрогенами) гормонами. Поэтому практически при любых нарушениях гормонального фона может появиться угревая сыпь. Вот почему она так часто становится «спутником» подросткового возраста в период полового созревания, а также появляется у девушек с неустановившимся менструальным циклом, в период беременности или после аборта.
Кроме того, уровень гормонов зависит от множества внешних и внутренних факторов, не связанных с возрастом: психологического состояния, физической активности, климатических условий, приема различных лекарств (например, контрацептивов или антидепрессантов), и так далее.
Впрочем, подросткам для появления акне хватает и сугубо физиологических причин. Например, известно, что определенный избыток андрогенов в подростковом возрасте нужен для правильного развития организма, как девочкам, так и мальчикам. Ведь эти гормоны необходимы не только для формирования половых функций, они также влияют на развитие многих органов, в том числе и кожи.
В результате резкого изменения гормонального фона в сальноволосяном фолликуле изменяются и процессы кератинизации (отшелушивания старых чешуек кожи). Под воздействием стероидных гормонов (в частности, тестостерона, дегидроэпиандростерона, андростендиона) в ходе сложных химических реакций в коже происходит резкое увеличение количества себоцитов – секреторных клеток сальной железы. Причем выработка кожного сала не просто увеличивается: меняется и его структура, оно становится вязким и плотным, с гораздо большей вероятностью закупоривая фолликулу.
Это приводит к образованию комедонов – сально-кератиновой пробке, которая «закупоривает» выход из фолликула, создавая благоприятную среду для размножения бактерий Propionibacterium acnes. Продукты жизнедеятельности этих бактерий оказывают сильное раздражающее действие при контакте с окружающими тканями. Так развивается воспаление. А постоянно расширяющийся волосяной фолликул может разорваться с формированием гнойников.
Так как повышение уровня стероидных гормонов наблюдается и в последней фазе менструального цикла, около 70% женщин связывают появление прыщей с месячными. К счастью, это далеко не всегда происходит в тяжелой форме: обычно перед месячными может появиться несколько небольших прыщиков на шее или подбородке.
Вообще гинекологические гормональные проблемы и появление акне тесно связаны. В частности, они могут сопровождать такое заболевание, как поликистоз яичников. Причина все та же – нарушение гормонального баланса. То же самое относится и к риску появления прыщей у женщин после перенесенного аборта.
На появление акне могут повлиять заболевания гипофиза, надпочечников, мужских и женских половых органов. Так, при гиперандрогении (повышенной выработке мужских гормонов – андрогенов – у женщин) акне встречается сплошь и рядом.
Вот почему, в отличие от юношеской угревой сыпи, появление акне у взрослых (старше 20 лет) людей должно стать поводом посетить не только дерматолога. Необходима консультация эндокринолога, а женщинам – гинеколога. Также может потребоваться серия лабораторных анализов.
Гиперандрогения чаще всего имеет наследственную природу и бывает двух типов. В одном случае наблюдается абсолютное увеличение уровня гормонов в организме, а в другом – просто обострение чувствительности к повышенному либо пониженному уровню того или иного гормона.
У очень небольшого количества женщин появление акне можно связать с менструальным циклом, однако у абсолютного большинства (не говоря уже о мужчинах) этого не наблюдается. При этом известно, что прием отдельных гормональных контрацептивов может способствовать уменьшению акне.
Но если женщина имеет нарушения цикла и, скажем, чрезмерную волосатость на теле, то маловероятно, что гормоны играют большую роль в возникновении угрей. Также нет однозначных данных о влиянии на них беременности: некоторые женщины избавляются от угрей полностью, но есть не меньше и тех, у кого картина никак не изменяется или даже ухудшается.
Кроме того, специалисты особо предостерегают от достаточно широко распространенного в молодежной среде заблуждения относительно того, что начало половой жизни, якобы, может помочь «излечить» подростковые угри у девушек. Никаких подтверждающих это данных нет, а вот риск получить параллельно к угрям то или иное венерическое заболевание резко возрастает…
Ороговение кожных тканей (фолликулярный гиперкератоз)
Внешний слой кожи человека постоянно обновляется за счет слущивания отмерших чешуек. Поверхностные роговые чешуйки эпидермиса в норме содержат определенное количество белка кератина. Задержка слущивания роговых пластинок или усиленное образование в них кератина (в результате постоянного раздражения или нарушения питания кожи) ведут к развитию гиперкератоза.
Та же картина наблюдается и в волосяных фолликулах. Однако иногда их роговой слой разрастается слишком быстро, приводя к возникновению пробки-комедона. Происходит чрезмерное утолщение рогового слоя в области воронки волосяных фолликулов, куда открывается проток сальной железы.
Этот процесс называется «фолликулярным гиперкератозом» и является еще одной распространенной причиной возникновения акне. Факторами риска фолликулярного гиперкератоза являются наследственность, а также дефицит витаминов А или С. Внешне заболевание проявляется в виде мелких красных прыщиков и т.н. «гусиной кожи». Поскольку это заболевание является, прежде всего, косметической проблемой и не представляет прямой угрозы здоровью, многие дерматологи просто не берутся его лечить, мотивируя свой отказ тем, что это наследственное состояние. Однако необходимо понимать, что косметические дефекты тоже могут нанести урон здоровью, становясь причиной раздражительности, а в юном возрасте формируя серьезные психологические комплексы.
Типичными проявлениями фолликулярного гиперкератоза служат шероховатая, загрубевшая кожа, мелкие красноватые прыщи, сыпь, «гусиная кожа» на руках и бедрах.
Высыпные элементы при фолликулярном гиперкератозе – мелкие, плотные, шиповидные узелки в самом основании волосяного фолликула. Вокруг элемента формируется красный ободок. Обычно высыпания сосредотачиваются на руках – по боковой и задней поверхностям, на бедрах – по боковой и передней поверхностям, на ягодицах. При генерализованной форме фолликулярного гиперкератоза наблюдается обширное поражение туловища и внутренних поверхностей рук и ног.
Фолликулярные узелки и бляшки размером со спичечную головку многие годы могут оставаться в одной и той же зоне. Кожа здесь грубая, шершавая на ощупь.
В возникновении заболевания большую роль играют наследственная предрасположенность, а также гиповитаминоз А и С.
Недостаток витамина А приводит к развитию фолликулярного гиперкератоза I типа. Шейку волосяного фолликула окружают шиповидные узелки и бляшки. Кожа в области ягодиц, локтей и коленей, разгибательных поверхностей рук и ног становится сухой, шероховатой, обезжиренной, грубой. При прикосновении напоминает наждачную бумагу.
Дефицит витамина С вызывает фолликулярный гиперкератоз II типа. Протоки волосяных фолликулов закупориваются пигментом или кровью. Поражаются разгибательные поверхности бедер и зона живота. Геморрагический характер сыпи наблюдается при недостаточности витаминов С и К.
Фолликулярный гиперкератоз часто встречается в детском и подростковом возрасте, особенно у детей, страдающих аллергией. С точки зрения физических неудобств гиперкератоз проявляет себя легким зудом, однако основной причиной обращения к врачу становятся все же неприятные внешние проявления заболевания, отражающиеся на внешности пациента.
С медицинской точки зрения фолликулярный гиперкератоз отличается от акне. Скажем, на лице элементы фолликулярного гиперкератоза сухие, грубые, небольшие и одинаковые по размеру. Диагноз ставится, как правило, на основании тщательного осмотра кожных покровов, без специальной лабораторной диагностики.
Лечение фолликулярного гиперкератоза носит в основном симптоматический характер, поскольку полностью избавиться от него невозможно. Причем необходимо помнить, что в ряде случаев появление этого заболевания служит симптомом патологии внутренних органов, поэтому перед лечением необходима предварительная консультация терапевта, эндокринолога и дерматолога. В этом случае успешное лечение основного заболевания сможет со временем нормализовать и состояние кожи.
Следует избегать попыток справиться с гиперкератозом с помощью механических воздействий вроде скрабов и пилингов: это только ухудшит состояние кожи. Также необходимо избегать давления или трения на участках кожи, пораженных гиперкератозом.
С другой стороны, применение косметических средств с эмолентами (жировыми компонентами) смягчает кожу, уменьшает раздражение и улучшает ее внешний вид, особенно в зимний период.
Локализуясь на открытых участках тела (руки, бедра), фолликулярный гиперкератоз представляет видимый косметический недостаток. Его проявление может стать стартовым механизмом для формирования комплексов, психологических проблем, физического дискомфорта. Не являясь потенциальной угрозой для здоровья пациента, фолликулярный гиперкератоз, тем не менее, передается по наследству.
Прыщи и бактерии
Как известно, возникновение акне «стартует» в тот момент, когда в закупоренном фолликуле скапливаются и начинают бурно размножаться болезнетворные бактерии. Точнее, даже не совсем болезнетворные: на самом деле, основные «виновники» угревой сыпи – т.н. пропионовые бактерии акне (Propionibacterium acnes) – постоянно присутствуют на коже любого человека. Компанию им составляют и десятки других микроорганизмов, включая Propionibacterium granulosum, золотистый стафилококк, Staphylococcus epidermidis, грибки Malassezia (они вызывают перхоть и себорейный дерматит), а также крохотные клещи Demodex (демодекс), играющие не последнюю роль в возникновении розовых угрей.
Мы их не замечаем, поскольку они находятся с нами в своеобразной симбиотической связи, в силу своей относительной малочисленности не мешая, но и не помогая нашему существованию.
За 2-3 года до наступления половой зрелости человека количество P. acnes на коже резко увеличивается: с 1-10 до нескольких миллионов бактерий на 1 см2. Это, к слову, также служит одной из причин того, почему юношеские угри получили именно такое название.
Кстати, число бактерий на коже и в фолликуле не связано напрямую с тяжестью акне. Это количество определяется составом веществ на поверхности кожи, одни из которых бактерии используют в пищу, а другие, наоборот, препятствуют их росту. Кроме того, на рост бактерий влияет доступ кислорода и кислотность кожи. P. acnes спокойно живут в фолликуле ниже уровня кожи, не нуждаясь в кислороде.
Само по себе их присутствие никак не грозит состоянию тех же фолликул и практически никогда не приводит к возникновению прыщей. Другое дело, что закупорка фолликулы создает для этих бактерий своеобразный инкубатор – и вот тогда как раз и образуются угри.
Собственно воспаление в месте возникновения угрей вызывает слишком интенсивное размножение этих бактерий. В частности, пропионовые бактерии акне вырабатывают ферменты, расщепляющие триглицериды кожного сала на свободные жирные кислоты, которые раздражают клетки фолликул. Кроме того, P. acnes образуют разные вещества, служащие медиаторами («посредниками») воспаления. Эти вещества проникают за пределы фолликула и привлекают клетки-лейкоциты из окружающей фолликул соединительной ткани. P. acnes связываются с молекулами-рецепторами лейкоцитов, после чего те выделяют целый набор веществ: интерлейкины 8 и 12, фактор некроза опухолей. Эти вещества, в свою очередь, влияют на другие клетки, что приводит к развитию воспалительной реакции.
У людей, страдающих тяжелыми формами акне, как правило, наблюдается обостренная аллергическая реакция на продукты жизнедеятельности этих бактерий, и именно поэтому у них возникают более серьезные отеки и воспаления в местах локализации угревой сыпи. В таких случаях, помимо лечения собственно акне, нередко назначают и антигистаминные препараты.
Несмотря на то, что бактерии «вызывают» прыщи, угревая болезнь не заразна. Участие бактерий в развитии акне считается вторичным, но необходимым для появления воспалительных элементов угревой сыпи.
Это объясняет эффективность антибиотиков и антисептиков, как одних из главных средств лечения угревой болезни и ухода за кожей, склонной к образованию прыщей.
Заключение
Четыре основные фактора, «запускающие» механизм акне, разумеется, не охватывают множества иных причин, по которым угревая сыпь может проявиться у конкретного человека. А ведь этих причин десятки: от вредных условий работы и контакта с различными веществами до приема определенных лекарств или ношения неудобной одежды. Однако главный вывод, который следует сделать каждому человеку, страдающему акне (не важно, идет ли речь о подростке или взрослом) – в случае, если вам не помогли обычные средства, следует немедленно обратиться за помощью к врачу-дерматологу.
Арсенал современной медицины располагает вполне достаточным количеством методик и средств лечения акне, причем в абсолютном большинстве случаев удается не просто победить угревую сыпь, но и избавиться от внешних признаков того, что она когда-либо у вас была!