Умственная отсталость


Описание

Умственная отсталость – группа чрезвычайно разнородных состояний, в самой различной степени и по разным причинам нарушающих соответствующую возрасту жизнедеятельность человека в обществе вследствие дефекта познавательных способностей.

У людей, страдающих умственной отсталостью, интеллектуальное развитие ниже нормы; они испытывают трудности с обучением и социальной адаптацией. Распространенность умственной отсталости достигает 1%.

Симптомы

По классификации детского психиатра Е. И. Богдановой (2010 г.) умственная отсталость проявляется:

  • Снижением интеллекта.
  • Общим системным недоразвитием речи.
  • Нарушением внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость).
  • Нарушением восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия).
  • Конкретностью, некритичностью мышления.
  • Малопродуктивностью памяти.
  • Недоразвитием познавательных интересов.
  • Нарушением эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность).
Когда обратиться к врачу

  • При отставании психомоторного развития ребенка от сверстников.
  • При отсутствии или медленном развитии речи у ребенка 2-3 лет.
  • При нарушении внимания, плохой памяти у ребенка.
  • При отсутствии интереса ребенка к игре.
Специалисты: психолог
Причины

Развитие интеллекта определяют наследственность и окружающая среда. В большинстве случаев причину умственной отсталости установить не удается. Однако известно, что ряд неблагоприятных факторов во время беременности может способствовать нарушениям умственного развития будущего ребенка. Самые распространенные из них: употребление некоторых лекарств, злоупотребление алкоголем, лучевая терапия, плохое питание и некоторые вирусные инфекции, например краснуха. Нередко причиной умственной отсталости являются хромосомные аномалии, такие как синдром Дауна.

Умственную отсталость могут вызывать наследственные заболевания. Некоторые из них, например фенилкетонурию и кретинизм, можно предупредить прежде, чем разовьется умственная отсталость. Умственной отсталости могут способствовать трудности, сопутствующие преждевременным родам, травма головы во время родов или очень низкое содержание кислорода в крови плода во время родов.

Диагностика

Установление диагноза умственной отсталости влияет на всю дальнейшую жизнь человека, поэтому обследование следует проводить тщательно и в полном объеме. Психическое недоразвитие становится наиболее очевидным в том возрасте, когда в норме ребенок приобретает двигательные и речевые навыки. Обычно это происходит к третьему году жизни. У умственно отсталых детей сначала отмечают запоздалое держание головы, сидение, ползанье, гуление, лепет, затем ­позднее произнесение слогов, слов, фраз. Эмоциональные реакции импульсивны, не имеют полутонов; такие дети часто впадают в эмоциональные крайности, их побуждения либо примитивны, либо бесцельны. В дальнейшем обнаружи­вается слабость мышления, во всех случаях конкретное мышление преобладает над абстрактным. Для правильной диагностики необходимо установить причину патологического состояния. Для этого обязательно составление родословной, исключение наследственного дефекта обмена веществ (фенилкетонурии, гомоцистинурии и др.), цитогенетическое обследование за исключением тех случаев, где причина ­известна (болезнь Дауна, гипотиреоз, мукополисахаридозы и т. д.).

Медицинские психологи производят количественное измерение интеллекта с помощью стандартизованных тестов. Они имеют погрешность, не выходящую за пределы средних значений, но позволяют с необходимой точностью оценить показатели интеллектуального развития, особенно у старшеклассника.

В соответствие с используемым в России адаптированным вариантом теста Векслера, психометрические показатели умственной отсталости, по сравнению с американским и европейским стандартами, более высокие. В дальнейшем приводятся показатели, принятые в России. При адаптации методики было учтено соответствие показателей клиническим критериям. По отечественной традиции уровень IQ (коэффициента интеллекта) не является единственным критерием диагностики психического недоразвития. При умственной отсталости в той или иной мере нарушается психическая деятельность в целом, поэтому кроме психологического проводится тщательное клинико-психопатологическое исследование в детском психиатрическом учреждении.

У детей с IQ от 80 до 90 возникают затруднения при обучении в школе, особенно когда школьная неуспеваемость сочетается с нарушением поведения. Эти дети не являются умственно отсталыми, и у них диагностируют «задержку психического развития». Благодаря специальным образовательным программам такие дети могут успешно учиться в школе и в дальнейшем вести нормальную жизнь.

Генетическое консультирование помогает родителям ребенка с умственной отсталостью понять причины его состояния, а также оценить риск рождения ребенка с подобной патологией. Специальные диагностические исследования: амниоцентез и анализ ворсин хориона – позволяют обнаружить множество отклонений, в том числе генетические аномалии и дефекты спинного и головного мозга у плода. Амниоцентез или анализ ворсинок хориона рекомендуют сделать всем беременным женщинам старше 35 лет, так как у них повышен риск рождения ребенка с синдромом Дауна. Дефекты головного мозга плода позволяет выявлять ультразвуковое исследование (УЗИ). Диагностировать синдром Дауна и расщелину позвоночника дает возможность измерение уровня альфа-фетопротеина в крови матери. Если диагноз задержки умственного развития поставлен до родов, женщина может сделать аборт и в дальнейшем планировать последующие роды. Применение вакцины против краснухи резко уменьшило значение этого заболевания как причины задержки умственного развития.

Главная роль в реабилитации детей с умственной отсталостью принадлежит педагогическому процессу. При диагностировании умственной отсталости родителям предлагают устроить ребенка в образовательное учреждение, где он будет обучаться по специальной программе. Разумеется, многим родителям трудно примириться с наличием у ребенка интеллектуального дефекта. Поэтому необходим контакт родителей с врачами, педагогами, психологами. Родители должны понять, что наилучшая адаптация возможна лишь в том случае, если программа обучения будет соответствовать возможностям ребенка. По законодательству устройство ребенка в специальное образовательное учреждение возможно только по заявлению родителей несовершеннолетнего или его законных представителей. При наличии такого заявления ребенка принимают на медико-педагогическую комиссию с участием многих специалистов, и по ее заключению производится зачисление.

Наблюдение и лечение учащихся в специализированной школе и воспитанников в специализированном дошкольном учреждении проводится детскими психиатрами этих учреждений в течение всего срока пребывания.

Дети с умственной отсталостью легкой степени (IQ = 60-80) в течение 8 лет обучения проходят программу, основанную на конкретно-наглядных методах обучения. Они овладевают несложными трудовыми навыками и способны адаптироваться в окружающей обстановке.

Дети с умственной отсталостью умеренной (IQ = 45-59) и тяжелой (IQ = 30-44) степени при относительно хорошей механической памяти способны овладеть написанием и чтением букв и порядковым счетом, но вследствие косности и застойности мышления пользуются знаниями как заученными штампами, то есть не могут творчески их применять. Они могут овладеть навыками самообслуживания и простейшими трудовыми навыками. В некоторых случаях для них возможно участие в элементарных трудовых процессах под контролем.

Дети с умственной отсталостью глубокой (IQ ниже 30) степени характеризуются почти полной неразвитостью мышления и речи, снижением реакции на окружающее; они не умеют или затрудняются стоять и ходить, поэтому нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

При выявлении специфической текущей соматической болезни (фенилкетонурия, гипотиреоз и т. д.) лечение должно проводиться в специализированном учреждении. Если умственная отсталость не связана с текущим болезненным процессом, медикаментозная терапия должна быть направлена на сопутствующие неврозоподобные, психопатоподобные, психотические (бред, галлюцинации) симптомы. Выбор терапии строго индивидуален. Применяются нейрометаболические стимуляторы: пирацетам (ноотропил), пантогам, фенибут, аминалон; стимулирующие препараты: глютаминовая кислота, витамины В1, В6, В15. При повышенном внутричерепном давлении (ликвородинамических нарушениях) используют сульфат магния, диакарб, глицерол. При судорожном синдроме наряду с противосудорожными препаратами целесообразно применение пантогама.