Специфическое расстройство речевой артикуляции у детей


Описание

Специфическое расстройство артикуляции речи – нарушение звукопроизношения, в то время как все другие способности и навыки ребенка соответствуют возрастной норме.

Встречается у 10% детей до 8 лет и у 5% детей старше 8 лет; у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Отмечается неправильное воспроизведение или искажение звуков, в норме осваиваемых к 4 годам (з, л, р, ф, ч, ш), а в более тяжелых случаях – к 3 годам (б, д, к, м, н, п, т). Иногда расстройству сопутствует нарушение внимания и поведения.

Симптомы

Признаки дислалии:

  • Неправильное произношение звуков, несоответствующее возрастной норме.
  • Картавость.
  • Шепелявость.
  • Невнятность речи.
  • Замена одних звуков другими, более простыми для произношения.
Когда обратиться к врачу

При неправильном произношении звуков, замены одних звуков другими у ребенка 3-4 лет.

Причины

Расстройство речевой артикуляции у детей может быть вызвано механическими причинами: аномалией прикуса, короткой уздечкой языка, готическим небом и т. д.

При отсутствии проблем с речевым аппаратом говорят о функциональной дислалии.

Факторы риска развития функциональной дислалии:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Перинатальная патология и минимальное органическое поражение речевой зоны коры.
  • Неблагоприятное социальное окружение.
  • Неправильное произношение звуков у кого-то из близких родственников.
  • Двуязычие в семье.
  • Физическая ослабленность при частых инфекционных и хронических заболеваниях.
  • Недоразвитие фонематического слуха.

Существует физиологическая дислалия – невозможность правильного произнесения всех звуков до 5 лет. Это считается нормой.

Диагностика

Медико-педагогическая коррекция проводится в условиях детской поликлиники или в логопедической группе детского сада. Перед зачислением в группу ребенка обследуют логопед, невролог, педиатр, детский психиатр и психолог.
Список методов диагностик: внешний осмотр и опрос

Лечение заключается в занятиях с логопедом и закреплении полученных навыков – дома с помощью родственников. Обязательно нужно поправлять ребенка, говорить правильно.

При неправильном произношении звуков, невнятной речи может понадобиться консультация и лечение у врача-ортодонта.

Методы лечения: речевые занятия