Описание
|
Фобия – иррациональный или преувеличенный страх предметов, ситуаций или отправлений тела, которые в действительности не опасны. |
Симптомы
|
Фобии отличаются от страхов, которые нормальны для определенной стадии развития ребенка, и страха, вызванного конфликтами в доме. Примером преувеличенного страха является школьная фобия. Она может заставить ребенка 6 или 7 лет отказаться ходить в школу. Ребенок или прямо отказывается идти в школу, или жалуется на боль в животе, тошноту и другие симптомы, которые оправдывают пропуск занятий. Такой ребенок может слишком остро реагировать на строгость или упреки преподавателя; они могут пугать чувствительного ребенка. У детей в возрасте от 10 до 14 лет школьная фобия может указывать на более серьезную психологическую проблему. |
Когда обратиться к врачу
|
При выраженном страхе, тревоге у ребенка, сопровождаемой мысли о каком-то объекте или ситуации (например, пауки или школа), при этом могут возникать вегетативные синдромы: боли в животе, бледность, дрожь и т. д. |
Причины
|
Фобии могут провоцировать какие-то стрессовые факторы: разлука с близким человеком, сильный испуг, новая ситуация. Также фобия может быть проявлением шизофрении, невроза, обсессивно-компульсивного расстройства. |
Диагностика
|
Детскому психиатру или психологу необходимо отличить фобию от детских страхов, которые нормальны для ребенка. Кроме того, необходимо исключить психическое заболевание, проявлением которого является фобия. |
Ребенок младшего школьного возраста со школьной фобией должен немедленно возвратиться к занятиям, чтобы не отстать. Если фобия настолько сильна, что нарушает активность ребенка; если ребенок не реагирует на простые увещевания родителей или преподавателей, необходима консультация психолога или психиатра. У некоторых детей школьная фобия проходит, но развивается вновь после соматической болезни или каникул. Немедленное возвращение в школу не настолько актуально для ребенка старшего школьного возраста; в данном случае характер лечения может зависеть от результатов обследования психического состояния. |