Нарушение половой идентификации характеризуется чувством неадекватности и дискомфорта от своего пола, сочетающимся с напряженной потребностью сменить его на противоположный.
Половая идентичность – это ощущение себя мужчиной или женщиной. Половая роль – социальное проявление половой идентичности. Для большинства людей половая роль соответствует половой идентичности (например, мужчина чувствует и ведет себя как мужчина).
Половая идентификация, как правило, происходит в раннем детстве (у ребенка от 18 до 24 месяцев). Мальчики узнают, что они – мальчики, а девочки – что они девочки. Даже несмотря на то, что ребенок может иногда предпочитать действия, рассматриваемые как более подходящие для другого пола, дети с нормальной половой идентификацией считают себя представителями своего биологического пола. Это означает, что девочка, которая любит играть в футбол и бороться, не имеет нарушения половой идентификации, если она считает себя представительницей женского пола и согласна ею оставаться. Точно так же мальчик, который играет в куклы и предпочитает приготовление еды спортивным играм, не имеет нарушения половой идентификации, если считает себя представителем мужского пола и не испытывает по этому поводу дискомфорта.
У ребенка, которого воспитывали как представителя противоположного пола, могут быть сомнения в отношении своего пола, однако такая путаница часто проходит позднее, когда ребенок подрастает. У детей с хромосомными нарушениями и не имеющих при рождении отчетливых мужских или женских половых признаков, обычно не происходит нарушения половой идентификации, если они воспитываются как представители определенного пола. Характерно то, что половая идентификация сохраняется у этих детей даже в том случае, если впоследствии оказывается, что их пол при рождении был определен неправильно.