Американские ученые выявили особенности формирования страха у подростков.
Что такое страх
Страх – это физиологическая реакция организма, которая сформировалась в процессе эволюции. Страх возникает в момент опасности и обеспечивает защиту. Однако если страх сохраняется в течение длительного времени после того, как опасность исчезает, то из физиологической реакции он превращается в патологическую. Длительный страх лежит в основе многих тревожных расстройств, в т.ч. посттравматического стрессового расстройства.
Исследование при участии людей
В последнее время тревожные расстройства все чаще встречаются у детей и подростков. В качестве основного метода лечения тревожных расстройств психологи используют дозированное воздействие стимула, вызывающего страх, что позволяет избавиться от него. Однако эффективность этого метода у детей и подростков не изучена.
В исследовании приняли участие дети, подростки и взрослые. На экране компьютера последовательно появлялись синие и желтые квадраты, причем в половине случаев появление синих квадратов сопровождалось неприятным шумом. Если участники исследования испытывали страх при появлении шума, они начинали потеть.
На следующий день участники вновь наблюдали за синими и желтыми квадратами на экране компьютера, однако, на этот раз появление желтых квадратов не сопровождалось шумом. Тем не менее, страх перед шумом у подростков не исчез. Несмотря на отсутствие шума, при появлении синих квадратов подростки начинали потеть, в то время как дети и взрослые не испытывали таких ощущений.
Исследование на животных
В исследовании на мышах получены сходные результаты. В отличие от детенышей и взрослых особей у мышей подросткового возраста страх не исчезал после прекращения стимулов, вызывающих его, и сохранялся в течение длительного времени. Оказалось, что в определенном участке головного мозга мышей подросткового возраста отсутствует активность, которая помогает детенышам и взрослым особям избавиться от страха в отсутствии стимула.
Результаты
Результаты, полученные в обоих исследованиях, свидетельствуют о необходимости более подробного изучения процесса формирования страха у подростков. Авторы исследования надеются, что в дальнейшем им удастся разработать новые методы лечения тревожных расстройств у данной категории пациентов.