Описание
|
От 10% до 55% (по разным данным) подростков 14-17 лет страдают расстройствами поведения. При этом разделяются патологические и непатологические формы девиантного поведения. При непатологических формах нарушение принятых норм поведения связано с незрелостью личности, недостаточностью ее нравственных установок, особенностями пубертатного возраста. При патологических формах девиантное поведение связано с патологией формирования личности и относится к проявлениям пограничной психической патологии. Согласно А.Г.Амбрумовой и Л.Я.Жезловой, выделяют антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное и аутоагрессивное поведение. |
Симптомы
|
В детском возрасте нередко наблюдаются различные эмоциональные нарушения. К ним относятся, например, состояния капризности, недовольства, плача с агрессивными и аутоагрессивными действиями, гаперактивность, нарушения внимания. В подростковом возрасте к девиантному поведению относится: нарушение режима и дисциплины в школе, срыв уроков, прогулы, неповиновение родителям и воспитателям, неуважение и грубость по отношению к старшим, неприемлемая обществом манера поведения, отказ от учебы и трудовой деятельности, преждевременное начало половой жизни, раннее употребление алкоголя, пристрастие к никотину, наркотикам. Сюда же можно отнести противоправные и преступные действия несовершеннолетних, суицидальные попытки различные формы самоповреждения. |
Когда обратиться к врачу
|
|
Причины
|
Предрасполагающие факторы к развитию поведенческих и эмоциональных расстройств:
|
Диагностика
|
Диагностика различных форм нарушения поведения осуществляется детским психологом, психиатром, психотерапевтом на основании клинической картины, беседы с пациентом, родителями, различных тестов. |
Большинство детей с эмоциональными расстройствами «перерастают» их; сами по себе они не являются симптомами психических расстройств, а отражают определенные этапы развития. Только у меньшинства детей развиваются невротические нарушения в зрелости. Отдельные типы нарушений поведения также не являются основанием для постановки психиатрического диагноза. Их нужно оценивать в совокупности с другими признаками изменений психического состояния. В то же время родители не должны оставлять без внимания проявления эмоциональных и поведенческих нарушений, и если они носят длительный характер или ребенок не поддается воспитательным воздействиям, следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. |