Возможно, вы слышали, что изучение второго языка – это один из методов предотвращения или, по крайней мере, отсрочки возникновения деменции. Деменция – это потеря когнитивных способностей. Одной из ее наиболее распространенных форм является болезнь Альцгеймера. В настоящее время причины заболевания недостаточно хорошо изучены, и, следовательно, нет никаких проверенных мер профилактики. Тем не менее, некоторые исследователи полагают, что изучение иностранного языка помогает отсрочить ее возникновение.
Боремся с заблуждениями
Давайте рассмотрим некоторые распространенные заблуждения о деменции и старении мозга. Прежде всего, эта болезнь не является частью нормального процесса старения. Большинство пожилых людей не болеют болезнью Альцгеймера или другими формами деменции.
Далее важно помнить, что деменция – это не обычная забывчивость. В любом возрасте у нас могут возникнуть трудности с подбором точного слова или с запоминанием имени человека, которого мы только что встретили. У людей с деменцией есть куда более серьезные проблемы: чувство смущения или дезориентация в знакомом месте. Если вы забыли, где припарковали машину в торговом центре, это нормально; если вы забудете, как водить машину, это может быть сигналом о том, что происходит что-то более серьезное.
Можно ли тренировать мозг?
Идея о том, что деменцию можно предотвратить, основана на сравнении мозга с мышцей. Иногда говорят, что «важно тренировать свой мозг». На самом деле мозг – это не мышца. В отличие от мышц, мозг всегда активен и работает даже в периоды сна и отдыха. Кроме того, у некоторых мышечных клеток продолжительность жизни составляет всего несколько дней, а клетки мозга сохраняются на протяжении всей жизни. Мало того, было показано, что новые клетки мозга создаются на протяжении всей жизни.
Итак, если мозг не является мышцей, можно ли его тренировать? Исследователи не знают наверняка. В настоящее время существует множество приложений для компьютеров и мобильных устройств, а также онлайн-тесты, создатели которых утверждают, что они способны «тренировать мозг». Как правило, они задействуют различные когнитивные способности. Однако исследования показывают: хотя этот тип обучения улучшает способности в отношении одного вида задач, он не улучшает способности в целом. Другими словами, выполнение задания по распознаванию букв со временем улучшит ваши навыки распознавания букв, но не обязательно улучшит другие способности. По сути, решение кроссвордов сделает вас лучшим решателем кроссвордов.
Двуязычие как доказательство
Лучшим доказательством того, что изучение иностранного языка дает когнитивные преимущества, являются исследования, в которых участвуют билингвы. Двуязычие чаще всего возникает, когда дети знакомятся с двумя языками: дома или в школе. Но билингвизм встречается и во взрослом возрасте.
Билингвизм и многоязычие встречаются чаще, чем вы думаете. Было подсчитано, что в мире больше двуязычных и многоязычных людей, чем говорящих на одном языке. Хотя во многих странах большинство жителей говорят только на одном языке (например, в Германии и Японии), в некоторых странах есть несколько официальных языков. Например, в Швейцарии проживает примерно столько же населения, сколько в Нью-Йорке (около 8 миллионов человек), но в ней четыре официальных языка: немецкий, французский, итальянский и романский. Во многих частях Африки известны и используются арабский, суахили, французский и английский языки, при этом дома люди говорят на своих родных языках. Таким образом, билингвизм и многоязычие распространены во всем мире. Что касается когнитивных способностей, исследование с участием людей, которые владеют более чем одним языком, рисует обнадеживающую картину.
С одной стороны, билингвы отличаются хорошим избирательным вниманием и навыками работы в режиме многозадачности. Это объясняется тем, что они постоянно подавляют один из двух языков, и этот процесс торможения дает общие познавательные преимущества. Для полноты картины следует отметить, что преимущества двуязычия не являются универсальными. Так, билингвы имеют меньший словарный запас и тратят больше времени на извлечение слов из памяти по сравнению с одноязычными. Однако в конечном счете когнитивные и лингвистические преимущества двуязычия намного перевешивают эти проблемы.
Психолог Эллен Белосток и ее коллеги получили истории болезни 184 пациентов клиники памяти в Торонто. Средний возраст монолингвалов с признаками деменции составил 71,4 года, средний возраст билингв – 75,5 лет. В исследовании такого рода разница в четыре года очень значительна и не может быть объяснена другими различиями между группами. Например, монолингвалы имели среднюю продолжительность обучения на полтора года больше, чем их двуязычные коллеги, поэтому эффект явно не был связан с формальным образованием.
Отдельное исследование, проведенное в Индии, дало похожие результаты: у двуязычных пациентов симптомы деменции развивались на 4,5 года позже, чем у одноязычных.
Другие исследования успешного старения предполагают, что для предотвращения деменции важны наличие связей с обществом и большое количество социальных контактов. Однако и здесь результаты гораздо менее ясны, чем представлено в популярных СМИ. Пожилые люди, ведущие активную общественную жизнь, более здоровы, чем люди, которые редко покидают свой дом или редко общаются с другими людьми. Таким образом, мы не можем сказать, предотвращает ли социальная активность возникновение деменции, или люди, у которых нет деменции, являются более социально активными.
Но даже если изучение иностранного языка не является волшебным средством, вы будете лучше говорить на иностранном языке. Это дает целый ряд преимуществ.
И кстати, шведские ученые создали прививку против старческого слабоумия. Кто знает, может быть, она поможет людям, находящимся в группе риска.