Есть такая категория людей, которые жить не могут без магазинов и бесконечных покупок. Казалось бы, это просто сомнительная привычка, но ученые считают, что проблема гораздо глубже.
Примерно 10% взрослых людей в западных странах страдают от невротического расстройства, которое заставляет их регулярно вытряхивать кошельки на радость владельцам магазинов. Они покупают целую бездну вещей вне зависимости от того, нужны они им или нет. Этот феномен называется «шопоголизм».
В ходе исследования, которое проводилось на базе Университета Сан Франциско (США), ученые изучали особенности поведения, которые влекут за собой это расстройство.
«Шопоголикам свойственно зарывать голову в песок: они могут быть по горло в долгах, но предпочитают игнорировать этот факт», – рассказывает Райан Хоуэлл, доцент отделения психологии университета Сан Франциско. «Также мы обнаружили, что покупки для этих людей служат чем-то вроде стимулятора настроения: они надеются, что новая вещь сделает их счастливее».
Хоуэлл и его коллеги опросили более 1 600 добровольцев, которые отвечали на вопросы относительно их финансового положения, покупательских привычек и роли материального в системе их жизненных ценностей.
Выяснилось, что неправильное управление собственным бюджетом является ключевым фактором развития шопоголизма вне зависимости от характера, пола, возраста и дохода. А наиболее выраженные случаи «магазинного безумия» всегда случались на фоне легкомысленного отношения к своим долговым обязательствам перед кредиторами. Кредитные карты в этом плане представляют собой особую опасность, потому что создают приятную иллюзию покупки без тягостной необходимости платить.
Многие участники исследования отмечали, что делали покупки с целью улучшить настроение. Они также надеялись на то, что новые приобретения выведут их жизнь на качественно новый уровень: сделают их красивее, увереннее и привлекательнее в глазах общества.
«Мы знаем, что покупательские привычки во многом формируются под влиянием жизненных ценностей человека, но, к сожалению, их не так-то просто изменить», – говорит Хоуэлл. «Наши наблюдения свидетельствуют о том, что безопасный шопинг вполне возможен при условии, что вы следите за своей кредитной историей и четко осознаете, зачем покупаете ту или иную вещь».
Данная работа была опубликована в журнале «Психологические аспекты экономики» (Journal of Economic Psychology).