Оказывается, при выборе партнера мы опираемся не только на то, каков он сам, но и на то, что говорят о нем другие. Причем правильно сформулированная «реклама» может коренным образом повлиять на наше решение.
«Гамбургер, обезжиренный на 90%» – это звучит гораздо лучше, чем «гамбургер с 10% жира». И даже когда приходится делать выбор между абсолютно одинаковыми вариантами, большинство людей предпочтет то, что звучит более позитивно. Этот феномен носит название «эффект постановки проблемы», который, как показало новое исследование Университета Конкордия, относится и к выбору партнера для отношений.
Результаты исследования, которое возглавили профессор маркетинга Университета Конкордии Гэд Саад и Уилфрид Лорье, были опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior. Эти результаты говорят о том, что при выборе спутника жизни эффект постановки проблемы более выражен у женщин, чем у мужчин. «Когда речь идет о выборе партнера, женщины сильнее реагируют на негативно сформулированную информацию. Это связано с эволюционным феноменом, который называется теория родительского вклада», – объясняет Саад. «Выбор мужчины, который окажется плохим добытчиком и отцом, будет иметь серьезные последствия как для самой женщины, так и для ее потомства. Так что женщины должны более настороженно относиться к негативно представленной информации, когда они выбирают себе партнера».
Чтобы доказать свою гипотезу, Саад и Гилл предложили сотням молодых мужчин и женщин принять участие в их исследовании. Каждому из участников давали позитивно и негативно оформленные описания потенциальных партнеров, хотя по сути эти характеристики были идентичны. Например: «семь из десяти человек, которые знают его, считают его добрым» (позитивное описание) и «трое из десяти человек, которые его знают, считают его злым» (негативное описание).
Ученые протестировали эффект постановки проблемы на шести ключевых характеристиках, две из которых оказались в большей степени важны для мужчин, две для женщин, а остальные были в равной степени значимы для обоих полов:
● Красивое тело (более важно для мужчин)
● Красивое лицо (более важно для мужчин)
● Перспективы заработка (более важно для женщин)
● Амбициозность (более важно для женщин)
● Доброта (в равной степени важна для мужчин и женщин)
● Ум (в равной степени важен для мужчин и женщин)
Участники оценивали позитивные и негативные описания партнеров, причем как в контексте длительных отношений, так и коротких романов. Большинство женщин признались, что они бы вряд ли стали бы встречаться с мужчинами, которые были описаны негативным образом – и это при том, что им была представлена о них та же информация, что и в позитивно сформулированных описаниях. Для женщин эффект постановки проблемы был наиболее выражен в случае описания амбиций и перспектив заработка потенциального партнера, в то время как мужчины уделяли больше внимания физической привлекательности.
Это исследование еще раз обращает наше внимание на то, как эволюция помогает понять происхождение таких, казалось бы, «иррациональных» стратегий поведения, как эффект постановки проблемы.
Другие секреты прекрасной половины человечества раскрываются на страницах нашего специального проекта «Женское здоровье».