Сухой закон

Госдума намерена рассмотреть и принять президентский проект закона, полностью исключающий возможность употребления алкоголя водителями.

 Антонина Камышенкова / «Здоровье-инфо»

 Проектом вносятся поправки в закон «О безопасности дорожного движения», запрещающие эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Одновременно из административного кодекса РФ исключаются нормы, допускающие возможность управления автомобилем при наличии в организме человека абсолютного этилового спирта в концентрации до 0,3 грамма на один литр крови или до 0,15 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. Ранее, законом от 1 июля 2008 года была установлена допустимая доза алкоголя в 0,3 промилле в крови. И вот, в конце прошлого, 2009, года президент РФ заявил, что собирается отменить все послабления для лихачей навеселе. «Мы пока не готовы к тому, чтобы разрешать употребление алкоголя за рулём, даже в небольших, ограниченных количествах, потому что это, к сожалению, провоцирует реальное пьянство перед тем, как человек садится за руль», – сказал Дмитрий Медведев.

«Милая слабость»

«Добровольным сумасшествием» назвал опьянение Аристотель. Казалось бы, раз эта истина постигнута людьми еще тысячи лет назад, они еще тогда должны были, движимые чувством самосохранения, отказаться от алкоголя, влекущего за собой после весьма кратковременного веселья помутнение разума, заплетающийся язык, не держащие туловище ноги, а также мучительное похмелье на следующий день. Ан нет!

По статистике, ведущейся международной организацией «Автомобиль и общество», в слаборазвитых и развивающихся странах до 90% пешеходов и 69% водителей попадают в ДТП вследствие алкогольного опьянении. В Европе примерно 20-30% водителей попадают в ДТП из-за принятия алкоголя, а в США – 30-40%.

Что касается России, то здесь за прошлый 2009-й год произошло 185 237 ДТП, из них 11 475 – по вине нетрезвых водителей. В результате этих ДТП погибли 2059 человек, а 17000 получили ранения.

Века прошли, а «воз и ныне там» – ради минут кажущейся эйфории люди с готовностью идут на то, чтобы их часами шатало и мутило. Они смело увеличивают дозу спиртного в ресторанах и в гостях, они распивают банки и бутылки с химическими коктейлями и пивом в парках и просто на улицах. Они, наконец, ничтоже сумняшеся, садятся за руль, полагая, что их опыт вождения и общая адекватность не дадут случиться беде. И…ошибаются.

Какой русский не любит…?

Год от года увеличиваются показатели дорожно-транспортных происшествий у нас в стране. Впечатляет опрос, проводимый совсем недавно одним из автомобильных сайтов. На вопрос «Водили ли Вы автомобиль в состоянии алкогольного опьянения?» более половины (55,2%) из 21 тысячи человек ответили утвердительно. Из них 27% признались, что употребляли алкоголь за рулем «более трех раз», еще 15,3% респондентов делали это всего однажды, а 12,9% садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения «очень часто». В то же время 29,1% опрошенных выбрали вариант «Не пью за рулем», а еще 15,7% – а это более 3300 посетителей сайта – утверждают, что не пьют совсем, что внушает хоть какую-то надежду на то, что благоразумие наших граждан постепенно берет верх над страстью «играть в русскую рулетку».

Так или иначе, вопрос каких-либо жестких ограничений для тех, кто водит машину, назрел уже давно. Сегодня Государственная Дума обсуждает вопрос полного запрета на употребление спиртного водителями. Дело в том, что даже при содержании 0,05% алкоголя в крови вероятность ДТП повышается в 5 раз, а при 1% — в 25 раз – как было установлено российскими медицинскими службами. Даже при столь мизерных концентрациях алкоголя в крови (чего уж там говорить о разрешенных пока 0,3 промилле) у человека нарушается координация движений, замедляется реакция, снижается острота зрения, вследствие чего он допускает ошибки в оценке дорожной обстановки, скорости, дистанции. При скорости движения 60 км/ч водитель не успеет среагировать на препятствия, которые будут находиться не далее 10 м. Подвыпивший водитель не воспринимает автомобиль как объект повышенной опасности, точно так же как, например, он не воспринимает опасность купания в глубоком водоеме. Он хуже различает цвета, а значит, будет плохо реагировать на изменения сигналов светофора.

К тому же, время, проведенное в дороге, тут играет против водителя, так как максимальная концентрация алкоголя в крови достигается через полтора часа после его приема, то есть, во время вождения человек может почувствовать себя намного хуже, чем когда садился за руль. Также состояние опьянения значительно усиливается, если одновременно со спиртными напитками были приняты обезболивающие, психотропные, иные лекарственные препараты. Известно также, что тонизирующие напитки, которые выпивший человек употребляет в надежде на скорое отрезвление (чай, кофе), только замедляют, а вовсе не ускоряют вывод алкоголя из организма.

Почему не годятся полумеры

Еще недавно ГИБДД России выступало за допустимость 0,2 промилле алкоголя, в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения. Но законодатели все же решили подойти к этому вопросу еще жестче. А именно, полностью запретить употребление спиртного водителям – ведь очень велик риск того, что узнав, что по-прежнему можно пить за рулем, россияне не будут уточнять – сколько именно, и, приравняв 0,2 промилле к 0,2 л, будут радовать себя перед поездкой невинным бокальчиком пива потому что «немножко-то можно». Пока все поймут, что практически ничего не изменилось, половина водителей страны лишится водительских прав (по предыдущему Федеральному Закону от 2007 года управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет, а также штраф в 5 000 рублей и арест на 15 суток). Сколько за это время будет совершено дорожно-транспортных происшествий можно легко себе представить.

Опыт соседей

Борьбой с нетрезвыми водителями занимаются уже давно и во многих странах.

  • В США за езду «под шофе» предусмотрен штраф более 1000 USD, а так же исправительные работы и прохождение реабилитационных программ. При неоднократном нарушении суд может вынести решение о тюремном заключении водителя. В случае, если вождение в нетрезвом виде повлекло за собой аварию со смертельным исходом, это будет считаться преднамеренным убийством, что в некоторых штатах карается вплоть до смертной казни.
  • В Германии то же самое трактуется как непреднамеренное убийство и наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
  • В Эстонии штраф за вождение в пьяном виде составляет 400 евро.
  • В Японии – почти 8700 долларов.
  • В Италии за аналогичное нарушение придется заплатить до 1000 евро.
  • В странах Ближнего Востока предусмотрены различные виды наказаний за вождение в нетрезвом виде, начиная от заключения на 15 суток в камере вместе с женой и большой суммы штрафов и заканчивая длительным тюремным заключением. В случае, когда управление автомобилем в нетрезвом виде приводит к смерти кого бы то ни было в арабских странах, нарушителя ждет смерть.
  • В Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии вообще запрещено употребление алкоголя за рулем.
  • Самый же высокий уровень допустимых промилле установлен в Англии, он составляет 0,8.

Как видно в сравнении, до последнего времени Россия оставалась самой гуманной страной по отношению к нетрезвым водителям. Но уместна ли именно в этом вопросе такая лояльность? Президент России на этот вопрос ответил отрицательно, и есть надежда, что с ним вскоре согласятся и российские парламентарии.

 

 

Понравился наш материала? Расскажите друзьям: