Всем родителям знакомо чувство полной растерянности, когда не удается успокоить плачущего малыша, потому что совершенно неясно, что же ему нужно. Даже опытный специалист не всегда может достоверно определить, что беспокоит новорожденного ребенка. Но скоро можно будет совершенно точно узнать причину плача.
Последние исследования группы японских ученых под руководством профессора Томомасы Нагасимы из Отделения информатики и системного проектирования Технологического института Муроран в Хоккайдо привели к созданию компьютерной программы, позволяющей понять смысл, содержащийся в детском плаче. В статье, опубликованной в журнале International Journal of Biometrics, говорится, что крик ребенка несет различную информацию: о желании есть, о боли или просто плохом настроении. “Кроме криков, у младенцев нет иных способов сообщить о своих ощущениях, – говорит руководитель группы профессор Томомаса Нагашима. – И они сообщают, придавая звукам своего крика определенные оттенки”.
В своей работе экспериментаторы применили статистический метод анализа, основанный на распознавании виртуальных образов тех или иных интонаций, издаваемых младенцами. Этот метод создан на основе набора частот и интенсивностей звуков, содержащихся в детском плаче. Тем не менее, при анализе плача ребенка исследователи сверялись с родительским мнением об эмоциональном состоянии их чада, поскольку спросить самого ребенка о правильности перевода они не могли – в экспериментах участвовали младенцы в возрасте от одного до 6 месяцев. На основе выполненной работы была составлена классификация различных типов младенческих звуков.
В результате была создана компьютерная программа, использующая “шаблоны” различных вариантов детского плача и его тембр. Для различения типа звуков программа сопоставляет рыдание данного ребенка с уже имеющимся шаблоном и выдает ответ-рекомендацию. По мнению экспертов, данное изобретение будет особенно полезно молодым родителям, которые еще не научились понимать, что хочет сказать кроха своим криком. Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Даже совершенно здоровый ребенок плачет от одного до трех часов каждый день. Ребенок не может ничего делать сам, поэтому он просит помощи у взрослого. Плач – это сигнал, оповещающий о страдании или неудобстве.
Японские ученые полагают, что в будущем с помощью подобных устройств родители всегда будут точно знать, хочет ли их малыш отдохнуть, есть, нужно ли ему поменять пеленки или он испытывает боль. К слову, некоторые опытные родители сами могут определять причину детского плача – по его частоте и силе. А вот для молодых мам и пап, как считают исследователи, проведенное исследование будет незаменимым.
Попытки создания такой программы предпринимались и ранее, однако только работу команды профессора Нагашимы можно считать первым успехом на этом поприще. Созданная программа основывается на наработках профессора Мицуо Нагамаши, сделанных еще в 70-х годах. С их помощью ученые научились устанавливать точную зависимость между криками ребенка и его эмоциями. Интересно, что японцы установили, что оттенки одинаковы для младенцев любых национальностей. И теперь ищут характерные отличия, которые выдавали бы те или иные состояния ребенка. Боль, к примеру, удается распознавать в 100 процентах случаев.
Контакт новорожденного с окружающим миром начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык – плач. Нетрудно представить ход рассуждений маленького человечка: “Я плачу – и меня берут на руки. Я продолжаю плакать – меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, – и меня снова берут на руки”. После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.
Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда мать только начинает общаться со своим малышом, ее мысли опережают действия: “Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!”. Чем чаще мама будет заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научится интуитивно чувствовать, что нужно ее малютке, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать. Образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от взрослых. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери – к детскому. Недаром японские ученые воспользовались помощью родителей, чтобы точно определить причину крика младенца.
Ранее испанскими педиатрами была выпущена программа, подобная разработанной японскими исследователями, которая также позволяет определить причину плача младенцев. Ее создатели утверждали, что она выполняет свои функции в 96% случаев, однако не все пользователи отзываются о ней положительно. Опытные родители предупреждают, что распознавание причин плача с помощью компьютерной программы может негативно сказаться на отношениях ребенка с его близкими родственниками. Многодетные мамы и папы убеждены, что без умения самостоятельно разобраться, чего от тебя хочет рыдающее чадо, никто не может считать себя полноценным родителем.
Наверное, каждая мама внимательно присматривается к своему малышу и составляет свой “словарь звуков”. У кого-то он короткий, у кого-то длинный. Несмотря на то, что крошечный малыш еще не умеет объяснить все словами, он может выразить свои желания, радость, удовлетворение, страх, плохое настроение языком звуков. Как считают исследователи, новорожденный издает пять типов звуков: короткий тихий звук при пробуждении, долгий звук-зевок, характерный урчащий звук во время кормления, звуки хорошего и плохого настроения.
А вот среди поведенческих состояний ребенка педиатры выделяют шесть основных.
Первое – это плач: громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.
Второе – спокойная сосредоточенность: глаза ясные, открытые, внимательные, при этом конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это состояние наиболее подходящее для взаимодействия и обучения.
Третье – активная сосредоточенность. Это состояние похоже на предыдущее, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.
Четвертое состояние – это дремота: глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть. Пятое – поверхностный сон. Во время его ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу. И, наконец, шестое – глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.