В повседневной жизни человек задействует около 4% функционала мозга, гениям доступны все 10%. Но потенциал мозга можно и нужно развивать хотя бы потому, что это верный путь к здоровью и долголетию. Причем нагрузки требуются обоим полушариям головного мозга.
Яна Литвинова / «Здоровье-инфо»
Известно, что мир делится на правшей и левшей. Левое полушарие, доминирующее, у правшей отвечает за речевые функции, чтение, письмо, логическую и аналитическую деятельность. Функция правого – пространственно-образная деятельность (творческая, интуитивная). Именно поэтому среди левшей так много художников, писателей, поэтов. Однако правшам куда как легче даются точные науки. Вместе с тем левое полушарие улавливает негативные моменты, правое – позитивные. Выключение левого полушария (когда перестает обрабатываться информация) приводит к депрессии, правого – к эйфории. То есть правши зарекомендовали себя большими оптимистами, чем левши, но более всего к депрессии склонны амбидекстры, то есть те, кто одинаково владеет обеими руками.
Хотя амбидекстры существовали всегда (вспомнить того же Леонардо да Винчи), это явление перестало считаться патологией только чуть ли не в конце двадцатого века. И леворукость, и амбидекстрия были признаны вариантом нормы, и тогда же было отмечено любопытное явление: за три десятилетия количество леворуких детей выросло чуть ли не в полтора раза. Увеличилось, без сомнения, и количество амбидекстров. Некоторые исследователи заявляют, что это явление особенно заметно у детей, которые были рождены после 2000 года*.
Стоит отметить, что мозг состоит из двух практически одинаковых полусфер, связанных друг с другом через «корпус колоссум» – мост, состоящий из миллиона нервных волокон. Эффективная работа мозга основана на анализе получаемой «профильной» информации. Обмен данными происходит уже после обработки их значительной части. То есть человек способен обрабатывать два потока информации одновременно. Это же подтвердили и операции на мозолистом теле мозга, проведенные американским психиатром Сперри (Sperry, R) в 1950-х гг., когда правое и левое полушарие мозга полностью разделялись. На первый взгляд, это не изменило личности прооперированных, но дальнейшие исследования показали, что в некоторых случаях расщепление мозга приводит к появлению двух личностей со своими привычками, памятью и пр.
Трудности перевода
В мире, где все сделано для удобства правшей, левшам и амбидекстрам, особенно маленьким, иногда приходится несладко. Проблемы в основном начинаются в школе. Особенность обработки информации у левшей приводит к тому, что их часто считают не очень умными. Например, Альберт Эйнштейн всю школьную жизнь проходил в тугодумах из-за более чем скромных способностей к математике, не преуспел он и в банальной арифметике. Но если левша будет долго думать, он, скорее всего, найдет несколько неординарных решений. Правша же при всей быстроте реакции предложит ординарный вариант ответа.
А вот опыт переучивания левшей ни к чему хорошему не привел. Во-первых, ведущей все равно оставалась левая рука. Во-вторых, более возбудимые и эмоционально неустойчивые левши от этой заботы теряли свои незаурядные способности, но приобретали психозы, умственную отсталость, энурез, причем мальчики гораздо чаще девочек. Правда, есть теория, утверждающая, что человек, вернувшийся к своему естественному состоянию, излечивается и снова обретает творческий дар.
Амбидекстры-школьники тоже не всегда показывают хорошие результаты в учебе. У детей с уравновешенными левым и правым полушариями процесс обработки информации в них может идти и параллельно, и попеременно. Из-за незрелости межполушарных взаимодействий процесс переключения происходит спонтанно, что выливается в неорганизованность, забывчивость и частый диагноз «синдром дефицита внимания».
Часто подобных детей называют «индиго» и приписывают им необыкновенные способности, делая скидку на асоциальность и неоправданно высокую самооценку. Но никаких доказательств феномена в виде ауры цвета индиго, увиденной единственным человеком – автором самого феномена, экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп, научной общественности еще никто не представил.
В среднем процесс заканчивается к 12 годам (некоторые исследователи увеличивают возраст до периода полового созревания). Возможно, это связано с тем, что клетки коры головного мозга не имеют врожденной специализации. И к моменту созревания полушария начинают работать параллельно и одновременно, являя качественно новые человеческие возможности.
Стоит отметить, что даже психические заболевания у левшей и амбидекстров протекают несколько иначе, потому что они могут быть невосприимчивы к традиционному лечению. Высок процент леворукости и среди лиц, склонных к насилию – это связано с подчиненным положением левого полушария, несущего ответственность за логику, рассудительность и последовательность.
Подвержены левши и эпилепсии – в то время как кора и подкорковые структуры у правшей в большой мере взаимно подавляют друг друга, у левшей они взаимно активизируются. Поэтому кора левшей в меньшей степени способна подавлять эпилептическую активность. Этим, видимо, объясняется самый большой процент эпилептиков среди левшей.
Зато функциональная организация мозга левшей позволяет им быстрее восстанавливаться после черепно-мозговых травм. Меньшая специализация способствует скорому развитию механизма, когда здоровые области мозга берут на себя работу поврежденных.
То же касается и кровоизлияния в мозг – у левшей и амбидекстров гораздо больше шансов на выживание. Кроме того, у левшей лучше развита коллатеральная (то есть резервная) сосудистая сеть, что позволяет перенесшим инсульт компенсировать поражения головного мозга.
Сила мысли
Конечно, у взрослого человека вопросов относительно свой право- или леворукости уже не возникает. Какой рукой пишет, жестикулирует, берет вещи – та и ведущая. Ведущее ухо – то, к которому прикладывается телефонная трубка. Ведущим глазом обыкновенно смотрят в глазок или фотокамеру, впрочем, у 62% людей это правый глаз, который даже в случае ухудшения зрения все равно не теряет своего лидирующего положения.
Развитие второго полушария – дело полезное, поскольку каким образом можно увеличить потенциал своего мозга. Большая функциональная подвижность (лабильность) означает большую успешность.
Существуют специальные упражнения, позволяющие после нескольких занятий повысить результативность мыслительных и познавательных процессов.
Упражнения
- Правой рукой коснуться коленки левой ноги, левую руку положить на правое плечо. Менять быстро.
- Двумя руками рисовать геометрические фигуры или писать так, словно руки зеркалят друг друга – так называемый почерк Леонардо.
- Взяться одной рукой за кончик носа, другой за противоположное ухо. Быстро менять.
- Использовать в быту неведущую руку, ногу и т.п. То есть правшам – ходить с левой ноги, писать левой рукой, смотреть левым глазом, также посещать галереи, консерватории, развивая правое полушарие, ответственное за воображение и фантазию.
* – Пугач В.Н.Функциональная асимметрия мозга: амбидекстрия и амбицеребральность, новые тенденции Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластичности (Материалы Всероссийской конференции с международным участием). – М.: Научный мир, 2008. – 808 с. С. 79 – 83.