Июль 2011 года запомнится трагическими авариями на воде. 10 числа – «Булгария». Погибли 122 человека. В конце месяца более 10 человек погибли в результате крушений катеров, в том числе и на Москве-реке. Жертв можно было избежать, если бы пассажиры знали, что делать в случае аварии.
Александр Тушкин / «Здоровье инфо»
«Мы поняли, что идем ко дну, когда открыли дверь каюты и увидели панику. До последнего было непонятно, где взять спасательные жилеты. Я случайно увидела, что в каюте напротив их достают с верхней полки шкафа», — рассказала РИА Новости пассажирка «Булгарии» Гульназ Миннехаерова. Женщина выплыла через разбитое стекло иллюминатора. Ее муж Ильназ в соседней каюте чудом вытащил годовалую дочку через окно.
Свидетельства очевидцев сводятся к одному: люди были в панике, а экипаж даже не успел отдать распоряжения, как корабль пришел ко дну. Пассажирам пришлось спасаться самим. Причем на судне был полный комплект необходимого оборудования: плоты на 120 человек, 2 спасательные шлюпки на 36 человек, 165 спасательных жилетов и 12 жилетов для детей. Однако ими просто не успели воспользоваться. Уже ненужные шлюпки всплыли на поверхность вместе с мебелью.
Журналисты обратили внимание на тот факт, что из 33 членов команды спаслись 23 человека. И мигом на членов экипажа посыпались обвинения в том, что они не заботились о пассажирах, а просто спасали свои шкуры. Однако эксперты считают, что это не так: капитан «Булгарии» Александр Островский пытался спасти судно до последнего, развернув его на мель. До мели корабль не дотянул 40 м. Тело Островского и его супруги нашли в капитанской рубке.
Почему спаслись остальные члены команды? Они просто знали, что нужно делать. А пассажиры не знали, потому что их не проинструктировали. По российским законам сотрудники речного транспорта обязаны провести инструктаж безопасности в течение 24 часов после выхода из порта. На практике моряки «забывают» сделать это. После катастрофы на «Булгарии» ситуация изменится – экипаж будет проводить специальные дополнительные тренинги с пассажирами.
Отсюда правило первое. Воспользуйтесь своим правом и потребуйте у экипажа, чтобы вам продемонстрировали пути кратчайшего отхода с вашей палубы до ближайшего плавсредства (шлюпка или плот), рассказали о расположении спасательных жилетов и способе их применения. Затем самостоятельно изучите план эвакуации, постарайтесь его запомнить, особенно если вы плывете на большом судне, где длинные коридоры могут сбить с толку любого. Пройдите по всем маршрутам самостоятельно несколько раз.
Правило второе. Не спешите покидать судно слишком быстро. Решение об оставлении судна принимает только капитан. Даже в случае с «Булгарией», которая утонула за 2 минуты, капитан успел с помощью рупора отдать последние приказы. Суда могут тонуть очень долго, в течение нескольких часов.
Правило третье. Не паникуйте. Постарайтесь сохранить трезвый рассудок. Возьмите теплую одежду, воду, документы и спасательный жилет. Обувь лучше не снимайте – на полу может оказаться битое стекло. Соберите группу из близких людей и ведите ее к ближайшей спасательной шлюпке. Если судно накренилось, идите в противоположную от крена сторону. Ваша задача – вырваться наружу. Не бегите, не создавайте вокруг дополнительный хаос – его и так хватает на тонущем судне. Если кто-то из вашего окружения начинает паниковать, тут может помочь хорошая пощечина.
Правило четвертое. Не надевайте спасательный жилет, если в помещении вода. Это ошибка стоила жизни многим пассажирам «Булгарии». Спасатели находили на корабле трупы в жилетах. Жилет затрудняет движения и не дает возможности поднырнуть и выплыть в дверь или окно, особенно если человек физически слаб. Если вы застряли в помещении, выбейте стекло иллюминатора и выплывайте наружу. Помните, что это ваше последнее средство к спасению.
Йо-хо-хо и бутылка рома
Непросыхающие пираты, сундуки с сокровищами, попугай на плече у боцмана… Сколько мифов у нас сложилось о морских волках! А ведь в реальности дисциплина на пиратских кораблях была еще строже, чем на военных. Во время плавания напиваться запрещалось, а на кое-какие корабли нельзя было вообще проносить бутылки. С уходом парусной эры алкоголь остается главным злом для транспортных сообщений. Источник в «МосРечФлоте» рассказал «Здоровье инфо», что капитан разбившейся в ночь на 31 июля «Ласточки», скорее всего, управлял судном в нетрезвом состоянии. Поэтому мы советуем вам воздержаться от алкогольных возлияний во время плавания. Да и морскую болезнь алкоголь только усугубляет.
Правило пятое. Вы вышли на палубу к своему плавсредству. Там вас ожидает закрепленный за шлюпкой член экипажа. Выполняйте все его приказания. Помните морское правило – в шлюпку садятся женщины, дети и пожилые люди. Если места больше нет, прыгайте в воду. Это нужно сделать так: удостоверьтесь, что место приземления безопасно, и прыгайте ногами вперед, зажав нос.
Правило шестое. Отплывите от судна как можно дальше, иначе вас затянет в воронку или травмирует всплывающими предметами. Учебники по ОБЖ считают, что 150-200 м – это безопасная дистанция. Однако после аварии пересечь вплавь более 50 м не получается даже у хороших пловцов. Поэтому вам нужно как можно скорее попасть на плавсредство – плот или шлюпку. Увидев лодку, в которой имеются свободные места, подплывайте к ней с кормы, не наваливайтесь на борт.
Правило седьмое. Если вы находитесь в воде, то не плывите. Это главная ошибка утопающих. Плыть не нужно, так как вы быстро теряете энергию и тепло. Тем более спасателям будет труднее вас искать. Постарайтесь уцепиться за обломок и дрейфовать.
Приведенные выше правила универсальны и применимы для аварий как на речном, так и на морском транспорте.