Вы когда-нибудь жалели о том, что сказали в приступе гнева? Есть более конструктивные способы общения во время ссоры, благодаря которым можно полностью поменять ситуацию. В следующий раз, когда у вас возникнут разногласия, вспомните эти советы.
Как начинается ссора?
Каждому человеку необходимо чувствовать понимание, поддержку и безопасность. Ссора часто возникает тогда, когда мы осознаем, что наши потребности не удовлетворены. Естественная реакция – это злость на того, кто, по вашему мнению, каким-то образом вредит вам.
Например, ваш супруг или супруга подарил(-а) вам подарок, который вам не нравится. Вы можете разозлиться, потому что чувствуете, что вас не понимают. А тот, кто подарил вам подарок, сделал это, чтобы выразить свою любовь и ему/ей неприятно, что вы это не оценили.
Такая ситуация не должна обязательно перерасти в крупную ссору. Умение честно и открыто говорить – гарантия благоприятного исхода конфликта для всех его участников.
Шаги для разрешения конфликта
- Выбирайте подходящий момент
Если возникла спорная ситуация, которая до сих пор не разрешена, выберите подходящее время, чтобы снова заговорить о ней. От того, насколько правильно вы выберите момент для разговора, будет зависеть его исход: либо это будет полезная беседа, которая поможет во всем разобраться, либо это будет ужасный скандал. Не подходите с разговором к человеку, если видите, что он чем-то занят или куда-то собирается. Попросите его найти время для разговора с вами. Лучше встретиться лично, но, если приходится звонить, всегда спрашивайте, удобно ли вашему собеседнику говорить.
- Обращайтесь напрямую к собеседнику
Легко жаловаться друзьям или членам семьи на того, с кем у вас возникли проблемы. Всегда труднее разговаривать с самим этим человеком. Вы не знаете, как он отреагирует, и делать первый шаг бывает страшно. Но в итоге будет хуже, если вы проигнорируете проблему. Если вы не решаетесь встретиться с этим человеком наедине, предложите ему, чтобы при вашем разговоре присутствовал, например, психоаналитик или ваш надежный товарищ.
- Не отходите от темы
Какой бы оживленной не становилась дискуссия, помните о проблеме, которую вы хотите решить. Если вы упоминаете какие-либо факты, относящиеся к ситуации, эти факты должны быть объективными и указывать на то, что на самом деле произошло. Не поддавайтесь соблазну привести примеры из жизни или вспомнить то, что вам говорили десять лет назад. Очевидно, что это не спасет ситуацию.
- Услышьте человека
Очень часто мы не слышим других, продолжая настаивать на своей точке зрения. Сделайте шаг назад и внимательно посмотрите на того, с кем вы говорите. Спросите человека, почему он расстроен и что он чувствует. Потом выслушайте, что вам хотят сказать. Не перебивайте человека и попросите потом пояснить, если вы так ничего и не поняли. Таким образом человек поймет, что вам не все равно и вы действительно слушаете его.
- Отвечайте только за себя
В конфликте виноваты, как правило, обе стороны. Признавайте только свою часть вины в произошедшем. Осознавайте свои собственные чувства и реакции. Вас расстроили чьи-то слова, потому что всплыли болезненные воспоминания, абсолютно не относящиеся к ситуации? В этом не виноват другой человек. Возможно, просто пора взять паузу, отложить разговор и разобраться в собственных чувствах, пока вы не сделали то, о чем потом пожалеете.
- Всегда начинайте предложения с местоимения «я»
Всегда полезно выражать собственные мысли о происходящем. Например: «Мне неприятно, когда ты называешь меня лентяем, потому что мне важно твое мнение обо мне». Говорите только о себе. Не перегибайте палку и не начинайте обвинять других в том, что произошло. Обязательно выражайте свои искренние эмоции, а не просто говорите, что вас это бесит. Как правило, злость возникает от обиды, страха или разочарования в ситуации. Попытайтесь разобраться, что именно вас разозлило.
- Постарайтесь понять собеседника
Помните, что другой человек тоже огорчен, потому что его потребности находятся под угрозой. Попросите четко сказать, чего он хочет, что ему нужно. Чем именно вы его расстроили? Причина непонимания часто кроется в том, что мы только строим догадки о чувствах другого человека. Не нужно гадать, нужно задавать вопросы, чтобы узнать, что у человека на душе.
- Пошутите, если это уместно
Иногда шутка – лучший способ разрядить обстановку. Однако здесь требуется осторожность. Неудачная шутка может только усугубить ситуацию. Но если проблема на самом деле незначительная, можно спросить: «Тебе не кажется, что глупо об этом спорить?» Или если вы чувствуете, что вас поймут правильно, похлопайте собеседника по плечу по-дружески. Убедитесь, что вы настроены одинаково, можете просто посмеяться над ситуацией и не держите зла друг на друга.
- Ищите компромисс
Постарайтесь найти взаимопонимание с человеком, с которым вы в ссоре. Не задавайтесь целью «выиграть» спор. Какое решение устроит вас обоих? Думайте о том, как найти правильный выход из ситуации, а не разбирайтесь в том, кто прав или виноват. Помните, что в споре всегда есть возможность, как говорится, «остаться при своем мнении». Некоторые ситуации настолько незначительные, что о них можно просто забыть и все заново начать с чистого листа.