Известно, что девочки чаще радуют своих мам и пап хорошими оценками. Связано ли это исключительно с умом или с чем-то еще? Американские ученые решили разобраться в этом вопросе.
Данное исследование проводилось совместными силами Колумбийского университета и Университета Джорджии (оба – США). Ученые пришли к выводу, что поведение учеников в классе влияет на систему оценивания ученической успеваемости со стороны учителей.
«Как бы ни старался учитель быть полностью объективным, на его педагогический взгляд все-таки влияют внешние факторы. Поведение учеников являются одним из таких факторов», – рассказывает Кристофер Корнуэлл, глава исследования. «Внимательность, исполнительность, жажда знаний, организованность, уступчивость – вот те ключевые поведенческие характеристики учеников, которые ценят учителя. И любой родитель, у которого есть сын и дочь, согласится, что девочкам в большей степени свойственны вышеупомянутые черты».
В течение длительного срока эксперты наблюдали за почти шестью тысячами учеников младших классов и их преподавателями. Периодически они тестировали детей по базовым предметам (чтение, математика и другие) и сверяли свои данные с оценками учителей.
Оказалось, что гендерные различия в системе оценок проявляются очень рано и всегда в выигрыше оказываются именно девочки. Успеваемость мальчиков зачастую оказывалась ниже, чем можно было бы предположить исходя из внутреннего тестирования ученых.
Феномен, который лежит в основе такого несоответствия, авторы называют «влиянием не когнитивных навыков на педагогическое восприятие». «Не когнитивный», значит, не имеющий отношения к собственно обучению и познанию. Поведение во время урока, склонность к выпячиванию своих проблем, эмоциональная несдержанность – это и многое другое играет не последнюю роль в голове учителя, когда он выводит жирную двойку в журнале. Интересно, что тихие послушные мальчики, поведение которых во многом напоминает девочек, обычно охотнее поощряются хорошими оценками.
Доктор Корнуэлл убежден, что эта закономерность имеет огромные отдаленные последствия.
«Все мы понимаем, что оценки – это не просто циферки в дневнике и журнале. Они играют колоссальную роль в самой судьбе ученика, формируя его шансы на попадание, например, в привилегированный класс, а затем и в колледж или университет», – говорит Корнуэлл. «И если фактор пола начинает проявляться столь рано, неудивительно, что к моменту выпуска девочки могут оказаться в выигрышном положении».
Этот тезис находит подтверждение и при рассмотрении данных из высших учебных заведений.
«Количество студентов мужского пола падает в последнее время, в отличие от их прекрасных коллег. И более 60% бакалаврских дипломов сегодня получают девушки, тогда как еще 30-40 лет они составляли безусловное меньшинство среди контингента вузов».
Открытым остается вопрос, как бороться с этим необъективным половым распределением.
«Необходимы дальнейшие исследования в данной области, которые пролили бы свет на истинное положение вещей», – говорит Корнуэлл. «В частности, неизвестно, влияет ли пол учителя на его педагогическое восприятие. Ведь, как известно, большинство преподавателей – женщины. Может, это и есть ответ?»
Результаты данного исследования были опубликованы в журнале «Человеческие возможности» (Journal of Human Resources).