Еще в детском саду Наташа с трудом запоминала новые слова. В школе она никак не могла понять разницу между буквой и звуком. Даже во втором классе, будучи в целом способной девочкой, она плохо читала и писала с ошибками.
Мать Наташи заподозрила что-то неладное и пошла с ней к школьному психологу. Проверка показала, что девочка страдает дислексией – нарушением восприятия устной и письменной речи, слов и чисел.
Дислексия – это врожденное нарушение в работе нервной системы. Часто оно передается по наследству. У знать слово и определить, что оно означает, для ребенка с дислексией – настоящая борьба с самим собой. Такие дети не соотносят звуки с обозначающими их буквенными символами. Они читают слова наоборот (вместо «кот» – «ток») и делают это очень медленно, часто не понимая того, что прочли.
Как распознать дислексию?
Обычно дислексию определяет психолог. Это расстройство является самой распространенной причиной трудностей с чтением и письмом в школьном возрасте. Чаще всего оно встречается у детей с синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности.
Признаки дислексии могут быть такими:
- Высокий уровень интеллекта, но плохие навыки чтения
- Повторяющиеся ошибки при чтении и письме, например, перестановка или пропуск букв и слов
- Неспособность уложиться с выполнением задания в отведенное время
- Плохая память
- Трудности с письмом
- Затруднения с определением левого и правого, верха и низа.
При подозрении на дислексию ребенок должен пройти полное медицинское обследование. Проводится также стандартное тестирование, выявляющее уровень владения навыками чтения, письма, умение выражать свои мысши и т.п.
Дислексия неизлечима, но можно помочь ребенку преодолеть свой недостаток и добиться успеха. Специально подготовленный учитель или психолог научат ребенка справляться с ситуациями, требующими умения читать и писать.