Минздравсоцразвития РФ подготовил проект Федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» (далее – Законопроект). Предполагается, что он заменит собой действующий Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ ”Об ограничении курения табака” (далее – Закон об ограничении курения табака). В настоящий момент указанный Законопроект опубликован на сайте министерства. Любые граждане и организации могут направить свои предложения по документу в ходе его публичного обсуждения.
Напомним, что ранее уже предпринимались попытки реформирования действующего закона. Так, в конце 2010 г. в Госдуму РФ был внесен законопроект об ограничении потребления табака [1]. Его разработчики предлагали ужесточить нормы действующего законодательства, ограничивающие розничную продажу табачных изделий, закрепить перечень мест, где полностью запрещено курение табака и где курение разрешено только в специально отведенных местах. Однако указанный законопроект так и не был рассмотрен Госдумой РФ.
Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья (ст. 41) и на благоприятную окружающую среду (ст. 42). В целях реализации данных конституционных прав авторы нового Законопроекта предлагают установить еще более жесткие требования, предъявляемые не только к производству и реализации табачных изделий, но и к их потреблению. Как поясняет Минздравсоцразвития РФ, необходимость нововведений объясняется непрекращающимся ростом числа курильщиков среди населения, особенно среди женщин и несовершеннолетних.
Минздравсоцразвитием РФ при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) представлены результаты проведения в РФ Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS). Согласно ему, в России потребляют табачные изделия почти 40% взрослого населения России (43,9 млн. человек). Курильщиками являются 60,2% российских мужчин и 21,7% российских женщин. Это самый высокий показатель распространенности курения в мире. При этом курит почти половина граждан России в самой экономически и демографически активной возрастной группе от 19 до 44 лет (7 из 10 мужчин и 4 из 10 женщин) [2].
В связи с тем что потребление табака наносит вред здоровью не только самих курильщиков, но и окружающих, по мнению авторов проекта, необходимо обеспечить права граждан на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма.
Подготовка Законопроекта связана с осуществлением Россией своих обязательств по исполнению рамочной Конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака [3]. Помимо этого Законопроект разрабатывался во исполнение правительственной Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 г.г. [4].
Меры по борьбе с потреблением табачной продукции
В Законопроекте перечислены основные права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юрлиц в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака.
Так, Законопроект предоставляет гражданам ряд прав, таких, как например, право:
- на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма;
- на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных убытков вследствие нарушения другими гражданами, ИП или юрлицами законодательства в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака и др.
Что же касается индивидуальных предпринимателей и организаций (за исключением табачных компаний), то предлагается предоставить им, в частности, право:
- устанавливать запреты на курение табака на территориях и в закрытых помещениях, в которых осуществляется их деятельность;
- на возмещение вреда их имуществу, причиненного вследствие нарушения гражданами, другими ИП и юрлицами законодательства в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака.
Отметим, что реализация указанных прав граждан и организаций довольно затруднительна. Из текста Законопроекта неясно, каким образом будет обеспечивать соблюдение права на свободный от табачного дыма воздух, какие последствия могут наступить в случае его нарушения. Причинение вреда жизни и здоровью человека вследствие, например, воздействия на него табачного дыма будет очень сложно доказать. Ведь для того, чтобы подтвердить наличие ущерба здоровью, необходимо медицинское заключение о том, что такой ущерб нанесен именно воздействием табачного дыма. Помимо этого не представляется возможным доказать тот факт, что конкретным курящим гражданином причинен вред здоровью или что в конкретной организации гражданин подвергся воздействию табачного дыма, вызвавшего вредные последствия для здоровья.
Законопроект также предоставляет любому гражданину или организации право на получении информации от уполномоченных органов о реализуемых мерах, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака. Но процедура обращения за такой информацией не предусмотрена.
В то же время согласно положениям Законопроекта на граждан и организации возлагаются специфические обязанности. Так, например, граждане должны заботиться о формировании у своих детей неприемлемого отношения к потреблению табака. Представляется, что данная обязанность носит больше декларативный характер, поскольку неясно, какие последствия повлечет для родителей ее неисполнение.
В свою очередь индивидуальные предприниматели и организации обязаны:
- осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства РФ в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака на территории и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности. За неисполнение такого законодательства РФ (например, курение на рабочем месте) работодатель может привлечь работника к дисциплинарной ответственности.
- обеспечивать права работников на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма. Однако для реализации указанных прав работников никаких мер Законопроект не предусматривает.
Отметим, что в случае принятия Законопроекта впервые будут урегулированы все формы потребления табака (например, под запрет попадают нюхательный и жевательный табак).
Законопроект предлагает целый комплекс радикальных мер, направленных на сокращение спроса и предложения на табак и табачные изделия. Причем указанные меры распространяются не только на производителей и продавцов табачных изделий, но и непосредственно на курильщиков. Рассмотрим некоторые из предлагаемых мер по борьбе с курением.
Запрет на курение в общественных местах
В рамках мер, направленных на предотвращение отрицательного воздействия табачного дыма на здоровье человека, Законопроектом предлагается установить ряд запретов. Напомним, что в настоящий момент курение запрещается на рабочих местах, на городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами госвласти, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах (п. 1 ст. 6 Закона об ограничении курения табака).
С 2015 г. предполагается полностью запретить курение в гостиницах, кафе, ночных клубах. Под запрет курения в общественных местах попадают не только сигареты, но и кальяны. Подобный запрет установлен во многих европейских странах (например, в Великобритании и др.).
Помимо этого запрет на курение будет распространяться, в частности:
- на территории, закрытые помещения, предназначенные для оказания медицинских, санаторно-оздоровительных, образовательных услуг, а также услуг в сфере физической культуры и спорта;
- на поезда дальнего следования, на пассажирских судах дальнего плавания, на транспортных средствах городского и пригородного сообщения;
- на открытые территории у входов в вокзалы, аэропорты, метрополитен на расстояние ближе 10 метров, а также на закрытые помещения вокзалов, аэропортов;
- на закрытые помещения подъездов жилых домов, если только собственники всех квартир не дадут письменного согласия на курение табака в специально выделенном и оборудованном изолированном помещении общего пользования.
Стоит отметить, что Законопроектом устанавливается открытый перечень мест, где курение запрещено. В связи с этим органам местного самоуправления предоставляется право на установление дополнительных запретов на курение табака в иных местах и помещениях.
Медпомощь населению, направленная на отказ от потребления табака
Стоит заметить, что Законопроектом предусмотрено оказание медицинской помощи населению, направленной на отказ от потребления табака, и лечение табачной зависимости. Осуществляться такая помощь будет в соответствии с порядком и стандартами, установленными Минздравсоцразвитием РФ. Обеспечение медпомощи населению в субъекте РФ устанавливается в соответствии с законодательством этого субъекта. Из Законопроекта неясно, будет ли такая медпомощь оказываться бесплатно.
Ответственность за нарушения законодательства в области защиты населения от последствий потребления табака
Для реализации антитабачной политики имеет значение установление не только запретов и ограничений, но и санкций за их нарушение. Законопроект предусматривает возможность привлечения к ответственности виновного лица за нарушения законодательства РФ в области защиты населения от последствий потребления табака. Так, виновное лицо может быть привлечено к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Отметим, что вопрос о привлечении лица к административной и уголовной ответственности остается открытым до тех пор, пока не будут внесены соответствующие изменения в КоАП РФ и УК РФ. Действующие кодексы не содержат специальных норм об ответственности за подобные нарушения. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит общие нормы, предусматривающие ответственность за нарушение правил продажи табачных изделий (ст. 14.15 КоАП РФ) и за нарушение законодательства о рекламе табачной продукции (ст. 14.3 КоАП РФ). За курение в специально необорудованном месте на транспорте наступает ответственность по ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ. Уголовная ответственность в настоящий момент за нарушения законодательства об ограничении курения табака не предусмотрена.
В связи с этим нельзя однозначно определить, по каким статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях или Уголовного кодекса РФ необходимо будет квалифицировать возможные нарушения в области защиты населения от последствий потребления табака. Таким образом, принятие Законопроекта потребует внесения соответствующих изменений в указанные кодексы.
Также Законопроектом предусматривается гражданско-правовая ответственность лиц, причинивших вред гражданину, индивидуальному предпринимателю, организации вследствие нарушения законодательства в области защиты населения от последствий потребления табака. В таком случае лицо обязано возместить такой вред в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Помимо установленных Законопроектом запретов для курильщиков предлагается ограничить производство и продажу табачных изделий. Для этого Законопроект предусматривает ряд достаточно жестких мер, направленных на снижение предложения табачной продукции. В частности, установление запрета на рекламу табачной продукции, ограничений по продаже табака, государственное регулирование в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака. Подробнее данный вопрос будет освещен в следующей статье.
Документы:
Проект Федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» (опубликован на сайте Минздравсоцразвития РФ)
[1] Законопроект N 469463-5 “Об ограничении потребления табака”
[3] “Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака” (Заключена в г. Женеве 21.05.2003). Конвенция ратифицирована Россией ФЗ от 24.04.2008 N 51-ФЗ “О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака” (вступила в силу 01.09.2008);
[4] Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2010 N 1563-р ”Об утверждении Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 г.г. ”.