Ваш ребенок сидит перед телевизором? Или у него весь день расписан по минутам? Вы будете удивлены, но в будущем это может привести к одним и тем же последствиям: инфантильность, рассеянность, отказ от ответственности, проблемы с коммуникацией. Как же так? Оказывается, игра – умение не врожденное, и над ним надо работать.
Автор: Алексей Петраш
Главный враг ребенка – телевизор
Ни один ребенок не останется равнодушен к телевизору, и для вечно занятой мамы это, конечно, большое облегчение: посадил малыша на ковер перед голубым экраном, и можно заниматься своими делами. Самое страшное, что так поступают почти все. По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю, то есть проводят у экрана по четыре часа в день.
Такой бесконтрольный многочасовой просмотр довольно опасен. Помимо нарушений осанки и зрения у детей, которые не играют самостоятельно и постоянно сидят за телевизором, формируется потребность в постоянном притоке новых сенсорных ощущений. У них плохо развита способность фантазировать, не работает образное мышление, снижена творческая активность. Дальше начинаются большие проблемы с концентрацией внимания: дети постоянно стремятся «переключиться» на что-то новое, словно щелкают пультом управления.
На втором месте по опасности – компьютер
По данным исследований Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, в компьютерные игры дети могут играть, начиная лишь с пятилетнего возраста. При этом без вреда для здоровья ребенок может посвящать себя компьютеру не больше 15 минут два раза в неделю. То есть всего полчаса. При этом даже речи быть не может об уничтожении монстров и массовых убийствах инопланетян.
Специалисты Центра сформулировали требования к развивающим компьютерным играм для дошкольников.
Во-первых, компьютерная игра должна быть связана с предметной деятельностью. Ребенку нужно дать возможность продолжать игру в реальном мире, в игре развивая для себя ту или иную ситуацию.
Во-вторых, темп игры должен быть относительно спокойным – никаких сумасшедших «схватить-убить-взорвать».
В-третьих, необходима оценка действия, так называемый фиксатор: успешно или неуспешно выполнено задание. Этот фиксатор должен быть нейтральным, к примеру, солнышко, с улыбкой или хмурое.
И в-четвертых, компьютерная игра должна решать дидактическую задачу, которую нельзя решить другими способами. Например, развивать пространственное мышление. Действительно, зачем складывать палочки на экране, если можно это сделать в реальности?
Кстати, у психологов есть свои требования к обычным игрушкам. Прежде всего, они не должны быть интерактивными – говорящими, пищащими, святящимися. По сути, эти игрушки рассчитаны на взрослых, а малышу такие игрушки просто вредны: они мешают проявить ему творческую активность. Ребенок не знает, что делать с машинкой, которая играет быструю громкую мелодию, сама по себе крутится на месте, и в какой-то момент переворачивается. Малыш не сможет наделить ролью машинку, поручить ей перевезти груз из одного места в другое или спасти из горящего леса диких зверей: она все уже делает сама, у нее есть собственный алгоритм действия, и в качестве игрушки она никуда не годится.
Третий враг детской игры – взрослые
Раньше дети учились игре у старших товарищей, и всевозможные горелки, салочки, считалочки, бабки, лапта передавались из поколения в поколение. Теперь эта связь разорвана: нет общих мест для игр, нет безопасного пространства для игры, ведь ни один взрослый в здравом уме сегодня не отпустит ребенка одного во двор. Поэтому он встречается со своими ровесниками только в детском саду.
Кроме сверстников в детском саду ребенка встретит воспитатель, вооруженный по последнему слову техники: дидактическими занятиями в форме игры, разного рода развивающими занятия с игровыми элементами и прочими продуктами игротехнологий.
«Все это не имеет отношения к настоящей игре, – поясняет профессор Елена Смирнова, руководитель центра игры и игрушки МГППУ. – Более того, подобные занятия не слишком эффективны. Ребенок и не играет, и не учится толком».
Подлинная игра должна быть свободна и самоценна, замечает Смирнова. В игре главное – отношения между людьми, а не дидактическая цель. Свободная игра, без подсказки и руководства взрослого, способствует развитию творческих способностей, воображения, образного мышления, внутреннего плана действий, свободы воли и действия.
За один час комната в воображении ребенка может сменить множество обличий: от рубки космического корабля до пещеры с сокровищами. Но все дело в том, что игра только на первый взгляд – это необязательная и ни к чему не обязывающая деятельность. В реальности каждая игра имеет жесткий набор правил. Роль, которую берет себе ребенок, имеет четкие границы. И чем выше эмоциональная включенность в игру, тем самозабвенней ребенок в нее погружается, не смея преступить незримые границы своей роли. Именно так, исподволь, воспитывается выдержка, чувство ответственности и долга.
Способность самому начинать и заканчивать игру тоже имеет непосредственное отношение к развитию воли и ощущению «Я» малыша. Им никто не руководит, не указывает, что делать и какую учебную задачу решать – он все решает сам. И без преувеличения можно сказать, что именно в процессе настоящей спонтанной игры ребенка закладывается основа его внутреннего мира.